РОЛЬ РОССИЙСКОГО ТЕЛЕВИДЕНИЯ В ФОРМИРОВАНИИ ДИСКУРСА СОЦИАЛЬНОЙ СПРАВЕДЛИВОСТИ

Герасимова Светлана Анатольевна
Российская Академия Народного Хозяйства и Государственной Службы
Кандидат культурологии, доцент кафедры философии и культурологии Северо-Западного института управления РАНХиГС

Аннотация
В статье идет речь о необходимости создания единого национального пространства России с помощью телевизионной коммуникации. Представлен комментарий к ряду программ российского телевидения. Проблема консолидации нового российского общества представляет собой задачу формирования дискурса социальной справедливости.

Ключевые слова: дискурс, медиапространство, национальное пространство, социальная справедливость, субкультура, этническая общность


ROLE OF THE RUSSIAN TELEVISION IN FORMATION OF A DISCOURSE OF SOCIAL JUSTICE

Gerasimova Svetlana
Russian Academy of national economy and Public Service
Candidate of cultural science, associate professor of philosophy and cultural science of Northwest institute of management of a RANEPA

Abstract
In article there is a speech about need of creation of uniform national space of Russia, by means of television communication. The comment to a number of programs of the Russian television is submitted. The problem of consolidation of new Russian society represents a problem of formation of a discourse of social justice

Рубрика: Секция 1. Актуальные проблемы культуры и общества

Библиографическая ссылка на статью:
Герасимова С.А. Роль российского телевидения в формировании дискурса социальной справедливости // Культура и образование. – Январь 2014. - № 1 [Электронный ресурс]. URL: /2014/01/1229 (дата обращения: 05.01.2014).

В статье я хочу обратить внимание на одну из важнейших проблем современного российского общества: проблему формирования единого национального пространства.

 Национальное пространство это часть социального пространства, в котором происходит национальное возрождение и развитие этносов, осуществляются отношения между народами и общение между людьми различных национальностей; поле для возникновения межнациональных конфликтов. Социальные технологии призваны обеспечить оптимизацию взаимоотношения этносов и личностей в национальном пространстве, соблюдение их прав и свобод [1, c.74].

РФ – многонациональное государство, в котором постоянно вспыхивают конфликты на межнациональной почве. Телевидение как средство массовой коммуникации обладает всеми возможностями, чтобы предотвратить эти конфликты, чтобы обеспечить согласие и взаимопонимание народов, живущих на территории России.

В настоящее время ученые из Манчестерского университета Великобритании: профессор Стивен Хатчингс и его ассистент Вера Тольц проводят  исследование  российского медиапространства, анализируют роль российского телевидения в формировании межэтнических отношений. Закончится эта работа в конце 2013 года. Поскольку меня очень заинтересовала эта тема, я решила самостоятельно провести анализ телевизионной продукции отечественного телевидения и посмотреть,  насколько велика роль нашего телевидения в процессе формирования межэтнических отношений.

Очевидно, что описывать возможности современного телевидения не имеет смысла,  такие черты, как: симультанность, эффект присутствия, оперативность делают это средство коммуникации наиболее действенным, доступным и массовым [2, c. 100]. Влияние телевидения нельзя  недооценивать и тем более игнорировать.

Поскольку межэтнические отношения строятся на основе диалога, следовательно, диалоговые формы в телевизионной коммуникации могут помочь в процессе межкультурного  взаимопонимания. Очевидно, характер диалога зависит от особенностей субъектов, которые в нем участвуют, и от социальных условий, в которых он происходит, то есть от особенностей общества в целом. Россия представляет собой общество, в котором присутствуют разные субкультуры, ценностные ориентации здесь бывают диаметрально противоположными. В этом случае многие культурные ценности одних этносов, по существу, вступают в резкую конфронтацию с ценностями других [3, c. 153-155].

На российском телевидении  не существует программ, рассказывающих об истории сосуществования народов России, особенностях, национальных традициях. Для того чтобы рассмотреть заявленную тему, я выбрала программы, в которых опосредовано идет речь о межэтнических отношениях в России. Здесь основной темой стала миграция и иммиграция населения их областей Средней Азии и Южного Кавказа.

Так на канале ВГТРК Россия 18 апреля в программе «Поединок» основная тема звучала так: «Миграционная политика в России». Ведущий В. Соловьев и двое участников: В. Жириновский – лидер партии ЛДПР и В. Анпилов – лидер партии «Трудовая Россия» вели дебаты по этой теме.

Первая фраза, которая прозвучала в программе: «С ними надо что-то делать».

Речь шла о мигрантах из Средней Азии. Характерная лексика, которую использовали участники: «азиатский чудак», «рабский труд», «миллионы мигрантов – полубесплатная рабочая сила». Она указывает на то, что проблема миграции рабочей силы сегодня актуальна как никогда для России.

Специфика  программы заключается в том, что по окончании дебатов зрители студии и телевизионная аудитория голосуют за предложения, выдвинутые тем или иным кандидатом. В данном случае зрители отдали свои «голоса» за предложение В.В. Жириновского о введении визового режима со странами Средней Азии. 

Программа показала, что межэтническая напряженность растет благодаря высказываниям, выступлениям российских общественных деятелей по телевидению, что вызывает неприязнь к «нерусским» мигрантам с Кавказа и Средней Азии. Приток мигрантов приводит к росту националистических настроений, прежде всего в крупнейших городах России: Москве и Петербурге. Это свидетельствует о недальновидной политике российского телевидения, где нет экспертного анализа ситуации миграции и иммиграции в Россию.  

В цикле программ Аркадия Мамонтова на канале ВГТРК Россия «Специальный корреспондент» в период с октября 2012 года (9.10.2012) до марта 2013 года (5.03.2013)  рассматривалась проблема нелегальной иммиграции в Россию представителей Южного Кавказа и Средней Азии.

Основной лейтмотив программ указывает на то, что в России нет институтов управления миграционными процессами, то есть миграция бесконтрольна, отмечалась демографическая агрессия со стороны жителей Средней Азии.

Проблема заключается в том, что на сегодняшний день нет никакой социокультурной общности между мигрантами и коренным населением России. Поскольку поколение 90-х годов росло в противоречивом неравномерном постперестроечном процессе, где телевидение транслировало политические баталии, а  связи между культурами народов, живших на территории бывшего СССР,  оказались разорванными.

В этой связи необходима  Концепция государственной национальной политики РФ. Она принята в 1996 году и в ней формулируется следующее: “развитие федеративных отношений при обеспечении самостоятельности субъектов РФ и укреплении целостности Российской Федерации” [5. c. 144], сразу возникает вопрос: а каковы все-таки приоритеты? Хотелось бы, чтобы они были четко обозначены. В частности, чтобы было определено, как следует соотносить при возникновении конфликтных ситуаций значимость двух конкурирующих систем ценностей – обеспечение самостоятельности субъектов РФ, с одной стороны, и укрепление целостности Российской Федерации, с другой.

В установлении согласия важную роль играет идеология. В современной России находит свое проявление противоречие между официальной идеологией и идеологией реально существующей, по определению голландского ученого Т. ван Дейка «ее дискурсивной практикой»  [4 ,c. 2].

Так в Конституции РФ, принятой 12 декабря 1993 года в статье 13 записано: «1. В Российской Федерации признается идеологическое многообразие. 2. Никакая идеология не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной». 

Возможно ли, без единой идеологии в области культуры проводить политику, не договорившись об общих ценностях и приоритетах?

В таких формулировках нашло отражение упрощенное понимание идеологии как системы обязательных формально разделяемых идей. Однако Конституция это и есть официальная государственная идеология. Тем не менее, непонимание сущности терминологии стимулирует  поиски «национальной идеи».

В настоящее время можно наблюдать многочисленные попытки сконструировать «национальную идею», используя в качестве основополагающих ценности – стабильности, порядка, государства, прагматизма, экономического роста. Однако существует серьезные сомнения в том, что перечисленные ценности действительно смогут стать аксиомами, легитимирующими новый политический порядок. Проблема в том, что российское общество до сих пор не выработало новых оснований и интегральных критериев социально-политической справедливости  [7, c. 156].

Общество, прошедшее очередной переломный этап своей истории, должно, прежде всего, определиться согласно каким ценностям и целям стоить жить дальше.  Проблема же консолидации  российского общества представляет собой задачу формирования  дискурса социальной справедливости. Ведь справедливость это категория морально-правового и социально-политического сознания. Это некая норма, регулятор социально значимого взаимодействия между людьми. В современных западных обществах «справедливость» понимается как высшая степень совместимости многообразных интересов. [8, с. 21-27]. Постсоветская деидеологизация российской политики нашла отражение в тексте Конституции РФ, поиски «национальной идеи» свидетельствуют об  отсутствии теоретического дискурса справедливости в современной России.

Задача телевизионной коммуникации: формирование  дискурса социальной справедливости, где «справедливость» как социокультурная норма адекватно  воспринимается всеми народами, живущими на территории РФ.


Библиографический список
  1. Анцупов А.Я., Шипилов А.И. Словарь конфликтолога. – 2-е изд.-СПб.: Питер, 2006.
  2. Герасимова С.А. Культурология и теория телекоммуникации: учеб. пособие. – М.: Гардарики, 2007.
  3. Гудименко Д.В. Политическая культура России // К.С. Гаджиев, Д.В. Гудименко // Политическая культура: теория и национальные модели. – М., 1994.
  4. Дейк, Тенванн [Электронныйресурс]: http://www.discourses.org./Discourse, knowledge, power and politics / Lecture CADAAD .- Hertfordshire, 10-12 July 2008
  5. Концепциягосударственной национальной  политики РФ от 15.06.1996. № 909
  6. Конституция РФ от 12.12.1993 г.
  7. Радовель М.Р. Проблемы межэтнической коммуникации в контексте теории диалоговых отношений. – Сб. науч. трудов «Актуальные проблемы теории коммуникации». – СПб.:  Изд. СПбГПУ, 2004.
  8. Шабуров А.Г. Справедливое и несправедливое в современном идеологическом дискурсе / А.Г.Шабуров // Без темы: науч. обществ.-полит. журнал. – 2007. -№ 2 (4).

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться:
  • Регистрация