Испокон веков Россия была многонациональной державой, но спустя несколько веков количество приезжих с других наименее развитых стран стало непреклонно расти, что заставляет правительство Российской Федерации придерживаться чёткой миграционной политики. Рассмотрим одну из самых важных проблем современного человека – миграция.
Миграция населения — перемещение людей как внутри страны, так и между странами, в ряде случаев большими группами и на большие расстояния. Согласно последним новостям, РФ занимает второе место в мире по числу мигрантов, и их число в нашей стране достигло 11,3 миллионов человек, из которых 2,5 млн. человек работают нелегально. С 2011-2012 года миграционный прирост населения составил 454 тысячи человек (табл. 1).
Основными источниками иммигрантов в Россию являются Украина, Казахстан, Киргизия, Узбекистан, Таджикистан, Молдавия, Литва, Латвия, Эстония Грузия и другие, из которых прибывает в среднем 94-96 % всех иммигрантов.
Основные проблемы иммиграции состоят в следующем:
Рабочая сила. Как правило, гастарбайтеры получают заработную плату в 2-3 раза меньше, но на бумаге им платят столько же, сколько и местным жителям. Из этого можно сделать вывод, что дешевле нанять несколько иностранцев, которые выполнят работу намного быстрее, чем квалифицированного специалиста.
Преступность. Согласно статистике в первом полугодии 2013 года свыше 40% преступлений в Москве были совершены приезжими. Причем преступность среди иностранных граждан не только растет, но и становится более жестокой. Количество актов мошенничества увеличилось поичти в пять раз. Также неотъемлемой частью является незаконная иммиграция, возросшая на 40%.
Вследствие этого правительством России была создана «Концепция государственной миграционной политики Российской Федерации на период до 2025 года», как основополагающее направление государства в данной сфере общественной и политической деятельности. В ней рассматривается следующее:
· модернизация институтов временного проживания и вида на жительство;
· упрощение порядка въезда и снятие ограничений для осуществления трудовой деятельности и обучения членов семей иностранных работников, заключивших долгосрочные трудовые контракты;
· стимулирование миграции в Российскую Федерацию молодежи, имеющей особо востребованные на российском рынке труда профессии и специальности
· введение ускоренного (упрощенного) порядка получения гражданства Российской Федерации лицами, имеющими вид на жительство и являющимися предпринимателями, инвесторами, квалифицированными специалистами и членами их семей;
· совершенствование порядка определения потребности Российской Федерации в иностранных работниках и их привлечения к трудовой деятельности;
· привлечение иностранных работников на рабочие места, на которые невозможно подобрать российских работников;
· подготовку программ сезонной миграции работников и организованного привлечения иностранных работников;
· совершенствование привлечения в страну высококвалифицированных специалистов, а также квалифицированных работников по профессиям, дефицитным и востребованным на российском рынке труда;
· совершенствование порядка выдачи разрешительных документов иностранным гражданам и лицам без гражданства для осуществления трудовой деятельности в Российской Федерации;
· предоставление иностранным студентам, обучающимся в Российской Федерации, права заниматься трудовой деятельностью в период обучения на тех же основаниях, что и российским студентам;
· подготовку программ каникулярной трудовой миграции иностранных студентов;
· предоставление возможности иностранным гражданам работать по полученной специальности в Российской Федерации непосредственно после завершения обучения;
· создание федерального закона об иммиграционном контроле, определяющий понятие иммиграционного контроля, перечень компетентных органов, уполномоченных на его осуществление, и полномочия их сотрудников
· ужесточение уголовной ответственности за организацию незаконной миграции и причислять её тяжким преступлениям;
· заключение международных соглашений по вопросам трудовой миграции;
· заключение международных соглашений о приеме, возврате и транзите иностранных граждан и лиц без гражданства.
Результатом данной концепции должно быть наведение полного порядка в сфере миграции, в том числе соблюдение конституционных законов, а также административного и уголовного кодексов Российской Федерации.
Библиографический список
- Концепция государственной миграционной политики Российской Федерации на период до 2025 года (утв. Президентом РФ от 13 июня 2012 г.);
- План мероприятий по реализации в 2012-2015 годах (первый этап) Концепции государственной миграционной политики Российской Федерации на период до 2025 года
- Федеральная служба государственной статистики. URL: http://www.gks.ru/