Новые технологии, стремительно распространяющиеся в социально – культурной сфере, становятся приметой времени. Начиная с 70-х гг. ХХ столетия технологии прочно завоевывают педагогическое и социально-культурное пространство.
Технология обучения и воспитания (педагогическая технология) – сравнительно новое (с 50-х годов прошлого века) направление в педагогической науке, которое занимается конструированием оптимальных обучающих систем, проектированием обучающих процессов, и представляет собой систему способов, приемов, шагов, последовательность выполнения которых обеспечивает решение задач воспитания, обучения и развития личности подрастающего поколения. Деятельность в педагогической технологии представлена процедурно, т.е. как определенная система действий, разработка и процедурное воплощение компонентов педагогического процесса в виде обеспечения гарантированного результата [2, c.149-150].
В педагогику термин «технология» пришел из техники, производства, где технология – моделирование действий, ведущих к определенному результату, так же, технологией называют приемы, обеспечивающие результат, например, в металлургии – добавки для получения стали с различными свойствами; в пищевой отрасли – технологии консервирования, т.е. определенная последовательность действий, соответствующие приемы обеспечивают необходимый продукт.
Распространение технологий в гуманитарной сфере начинается в 70-е годы в США. В педагогике появление технологий в определенной мере стимулировали исследования в области бихевиоризма. Б.Скиннер науку о поведении (бихевиоризм) назвал «технологией поведения» [3]. Появился даже термин «технологическая педагогика». Рациональной основой воспитания мы считаем технологизацией процесса формирования нужных знаний и качеств личности. По сути, это моделирование поведения личности в нужном направлении. В советской педагогике с этой точки зрения интересен опыт Антона Семеновича Макаренко, который проектировал личность воспитанника, определяя качества личности как цели воспитательного процесса и подчиняя их достижению всю деятельность воспитанников.
Итак, технология в педагогике и социально-культурной практике это управляемый и контролируемый процесс: строго направленный, основанный на достижениях, приводящих к необходимому результату. В настоящее время технологизируется сам способ мышления и теоретической основой такого подхода выступает концепция модернизации общества. Вместе с тем, эпоха модернизма приносит с собой принцип технократизма, отвечающий на вопрос, «как получить», где цель определяет цепочку действий, обеспечивающих заданный результат. Таким образом, на рубеже ХХ-ХXI вв. в педагогике происходит столкновение двух тенденций:
1. Технологизации как способа мышления человека в концепции модернизации общества;
2. Усиления тенденции гуманизации, центральным моментом которой является личность, ее неповторимость и уникальность.
На наш взгляд, личность педагога определяет, чем станет технология: манипуляцией или развитием личности. А что касается выбора методов и приемов, то можно сказать, что выбор методов и приемов определяется принципами, лежащими в основе педагогических технологий.
Принципами личностно-ориентированной педагогической технологии являются: осознанное воздействие на отношение субъекта воспитания: его опыт, чувства, ценности; признание индивидуальности: учет ее индивидуальных особенностей, сохранении неповторимости и уникальности личности в момент воздействия на нее; взаимное раскрытие «Я» педагога и «Я» воспитанника: каждый воспитанник открывает в педагоге новые стороны; взаимное обучение: в процессе взаимодействия с личностью воспитанника возникают такие ситуации, которые выступают как педагогические задачи и требуют разрешения, т.е. требуют новых знаний, новых способов и приемов.
Таким образом, сформулированные принципы личностные, побуждают ориентироваться на развитие собственных данных личности, поиск им смысла жизни, выбор жизненного пути.
Отсюда вытекает технологический вывод: необходимо ставить перед воспитанниками такие задачи, которые побуждали бы к определенным моделям поведения и формировали бы необходимые (востребованные современными условиями жизни) качества. Отметим важную роль такого понятия как самоактуализация, т.е. реализация себя в деятельности, в отношениях с людьми в выбранном и изменяющимся жизненном пути. Способы решения поставленных задач должны быть не решением проблем за воспитанника, а стимулированием его собственной работы по их решению, способствовать изменению личности и ее росту.
Размышляя о смысле педагогического процесса, мы определили, что он проявляется в закреплении через деятельность и общение, которые выстраиваются каждый раз под новую задачу новых качеств и свойств личности воспитанника. Вместе с тем, сверхзадачей педагога является обучение и воспитание, что является не просто деятельностью по накоплению знаний и фактов, но изменение воспитанника, его поведения, его «Я-концепции», что возможно только тогда, когда любая педагогическая задача и любая педагогическая ситуация специально конструируется. В совокупности все это обеспечивает создание ситуации, в которой улучшается самооценка личности, т.е. выстраивается процесс обретения себя.
Таким образом, с точки зрения технологического подхода, воспитание – это процесс формирования личности, строго направленный, управляемый, воспроизводимый, основанный на достижениях, приводящих к определенному результату [1].
На наш взгляд педагогическая технология выступает как своеобразный проект т.е. замысел и его воплощение, а средствами воплощения замысла являются и социально-культурные и педагогические формы организации процесса. Причем, особенностью педагогических технологий, в отличие от технологий в промышленности, является:
1) наличие субъекта деятельности; поскольку воспитание предполагает наличие и воспитателя, и воспитанника, то можно говорить о том, что в педагогических технологиях субъект всегда парный;
2) критерий оценки эффективности используемых технологий всегда связаны с развитием субъекта воспитания;
3) для построения педагогических технологий требуется целый ряд специальных умений.
Такими специальными умениями являются:
¾ Аналитические. Аналитическими умениями мы называем способность к анализу педагогической ситуации, позволяющие сформулировать проблему и построить педагогическую задачу.
¾ Прогностические. Прогностические умения это способность представить конечный результат на основе цели (или начиная с цели). Прогноз – предположение того, что будет, достоверность которого обусловлена учетом имеющихся тенденций.
¾ Рефлексивные. Рефлексивные умения: способность осмысления собственных действий, обеспечивающих достижение определенного результата, анализ собственных суждений, поступков, приводящих к определенному результату. Рефлексия-это теоретическая, интеллектуальная деятельность, специфическая форма теоретической деятельности. Особое значение эти способности имеют там, где нет готовых, стандартных, традиционных ответов и способов решения педагогических задач.
¾ Проективные. Проективные умения: способность реализовывать педагогический замысел. Это возможность создания педагогического проекта, т.е. превращение педагогической цели в конкретную деятельность, обеспечивающую достижение прогнозируемого результата; перевод цели воспитания в конкретные педагогические задачи, обеспеченные соответствующим содержанием.
На наш взгляд, создание технологий невозможно без проектирования и конструирования и поэтому мы выделяем следующие шаги проектирования:
1 . Проблемный анализ, анализ ситуации – это, прежде всего, нахождение противоречий и формулировка проблем, что является серьезной работой, результатом которой является выделение ведущей проблемы или групп проблем. При наличии сложных и противоречивых проблем возникает необходимость их группировки и тогда можно говорить о группах проблем.
2. Постановка цели.
Для того, чтобы обеспечить качество технологического решения, необходимо соотнести между собой тенденции развития системы, имеющиеся противоречия и общую цель, определяющую некое ценностное основание педагогической деятельности. Таким образом, к числу действий на этом этапе относятся:
-обозначение тенденции;
- общая идея проекта;
- цель проекта.
3. Формулировка задач.
В нашем понимании, задачи это конкретизация цели; это обозначение направлений движения цели. В совокупности задачи должны раскрывать содержание цели, не должны выходить за рамки поставленной цели, но должны быть исчерпывающими.
4. Содержание деятельности.
Что касается содержания деятельности – это тот комплекс мероприятий, реализация которых обеспечивает решение поставленных задач. Элементы содержания связываются между собой сформулированными задачами и решение каждой задачи актуализирует содержание. В случае, если содержание не соответствует поставленным задачам, достижение цели не сможет быть обеспечено, иначе говоря, оно не технологично.
5. Выбор методик.
Перевод мероприятий в конкретную деятельность обеспечивается определенными методами, формами и средствами. Особенностью этого шага является то, что педагог должен использовать новые методические приемы, средства, апробировать новые методы и формы работы. Традиционные формы и методы зачастую используются по-новому, обретают новое звучание.
Непосредственное воплощение замысла проекта требует таких умений, как конструирование. Конструирование – от лат. сonstructio- построение-это создание нового: продукта, элемента, материала, форм, методов и т.д.; создание целого или его частей из элементов. Конструирование необходимо на каждом этапе воплощения проекта: на операционном уровне, обеспечивающим конкретизацию замысла, идеи; на операционном уровне; во время планирования- способа перевода замысла на уровень организации, его представление в виде плана. План может быть планом-конспектом, планом урока, планом воспитательного социально-культурного проекта, мероприятия.
В плане могут быть прописаны цели и задачи, но могут и отсутствовать, однако содержание плана всегда целенаправленно и соответствует конкретным задачам. План отличается краткостью и компактностью, в нем отражены содержание, формы и методы планируемой работы. План может быть изменен, по ходу его выполнения могут вноситься добавления, изменения, а также он должен быть гибким и вариативным.
Воплощение проекта в жизнь связано с организацией деятельности, которая, в свою очередь обеспечивает реализацию плана. Организаторская деятельность явилась предметом специального исследования. И. Уманский в структуре организаторской деятельности выделил:
-усвоение задачи; установление отношений между задачей, организаторами и организуемыми;
- ресурсные возможности: пространство, время, условия, средства;
- распределение обязанностей;
- координация деятельности по направлениям, видам работ, участникам деятельности;
- перекоординация в случае неэффективности деятельности;
- учет, контроль, анализ, обеспечивающий обратную связь и возможность вносить коррективы [3].
При этих условиях организаторская деятельность педагога, т.е. организаторская деятельность, является эффективной.
Следует отметить, что современные воспитательные технологии лежат в русле формирования «Я-концепции», обеспечивая ее саморазвитие и самосовершенствование.«Я-концепция» -это система представлений личности о себе как субъекте, включающая три составляющие:
- когнитивный компонент – совокупность знаний о своих индивидуальных психологических особенностях;
- эмоциональный компонент-наличие определенного оценочного отношения к себе;
- регулятивный компонент-возможность управления собственным поведением.
Для построения технологий формирования личности необходимо исходить из следующих критериев:
- когнитивный аспект: полнота, дифференцированность и системность знаний о своих психофизиологических и психологических ресурсах;
- эмоциональный аспект: адекватность самооценки и принятие себя;
- регулятивный аспект: способность к самоконтролю над своей поведенческой и психической активностью.
На развитие «Я-концепции» оказывают влияние семья, общение со сверстниками, взрослыми, педагогами, средства массовой информации и т.д. Формирование положительной «Я-концепции» должно осуществляться в управляемом социально-педагогическом, воспитательном процессе.
Воспитательные технологии призваны решать следующие задачи:
- формирование у личности положительного восприятия и чувства своей изначальной ценности как индивидуальности;
-осознание своего места в жизни и реализация личностного потенциала;
- формирование душевного здоровья личности.
Конструирование воспитательных технологий может осуществляться в следующих сферах, характеризующих индивидуальные психологические ресурсы личности:
- психофизиологической: психические и поведенческие проявления основных свойств нервной системы;
- мотивационной: присущие личности склонности и интересы, направленность личности;
- характерологической: черты характера, проявляющиеся в системе ведущих отношении личности-к деятельности, другим людям, самому себе, предметному миру;
- эмоционально-волевой: типичные для личности эмоциональные состояния, возможности волевой регуляции деятельности;
- интеллектуальной: сформированность интеллектуальных способностей, интеллектуальная продуктивность и своеобразие интеллектуальной деятельности;
- социально-психологической: коммуникативные качества личности, проявляющиеся в условиях взаимодействия с людьми.
Библиографический список
- Клименя Г.Б., Каченя Г.М. Технология формирования готовности выпускников основной школы к профессиональному самоопределению // Профильная школа. – 2011. – №1 - С. 28-31.
- Коджаспирова Г.М. Педагогический словарь: для студ.высших и ср.учебных заведений / Г.М. Коджаспирова, А.Ю. Коджаспиров. -М.: Академия, 2003. – 176 с.
- Скиннер Б.Ф. Технология поведения // Американская социологическая мысль / под ред. В. И. Добренькова. – М.: МГУ, 1994. – С. 30-46.
- Уманский Л.И. Методы экспериментального исследования социально-психологических феноменов // Методология и методы социальной психологии / под ред. Е.В. Шороховой. – М., 1977. – 465 с.