ТЕХНОЛОГИИ ФОРМИРОВАНИЯ ЛИЧНОСТИ. ПРОЕКТНЫЙ ПОДХОД

Васильковская Маргарита Ивановна
Кемеровский государственный университет культуры и искусств
начальник художественно-творческого отдела, преподаватель

Аннотация
В статье рассматривается технология в педагогике и социально-культурной практике, как управляемый и контролируемый процесс, строго направленный, основанный на достижениях, приводящих к необходимому результату. Выделены принципы личностно-ориентированной педагогической технологии. Рассматривается педагогическая технология как проект, определены средства его реализации с целью формирования личности.

Ключевые слова: воспитание, личность, педагогическая технология, проект., социально-культурная практика, технология, формирование личности


TECHNOLOGY TRAINING - PROJECT APPROACH

Vasilkovskaya Margarita
Kemerovo state university of culture and arts
сhief of art and creative department, teacher

Abstract
The article deals with technology in education and socio-cultural practices as managed and controlled, directional, based on accomplishments that lead to the desired result. Are the principles of personality-oriented pedagogical technology. Examines the pedagogical technology as a project, the means of its implementation with a view to the formation of the personality.

Рубрика: Секция 3. Проблемы современного образования

Библиографическая ссылка на статью:
Васильковская М.И. Технологии формирования личности. Проектный подход // Культура и образование. – Январь 2014. - № 1 [Электронный ресурс]. URL: /2014/01/1225 (дата обращения: 05.01.2014).

Новые технологии, стремительно распространяющиеся в социально – культурной сфере, становятся приметой времени. Начиная с 70-х гг. ХХ столетия технологии прочно завоевывают педагогическое и социально-культурное пространство.

Технология обучения и воспитания (педагогическая технология) – сравнительно новое (с 50-х годов прошлого века) направление в педагогической науке, которое занимается конструированием  оптимальных обучающих систем, проектированием обучающих процессов, и представляет собой систему способов, приемов, шагов, последовательность выполнения которых обеспечивает решение задач воспитания, обучения и развития личности подрастающего поколения. Деятельность в педагогической технологии представлена процедурно, т.е. как определенная система действий, разработка и процедурное воплощение  компонентов педагогического  процесса в виде обеспечения  гарантированного результата [2, c.149-150].

В педагогику термин «технология» пришел из техники, производства, где технология – моделирование действий, ведущих к определенному  результату, так же, технологией называют приемы, обеспечивающие результат, например, в металлургии – добавки для получения стали с различными свойствами; в пищевой отрасли – технологии консервирования, т.е. определенная последовательность действий, соответствующие приемы обеспечивают необходимый продукт.

Распространение технологий в гуманитарной  сфере начинается в 70-е годы в США. В педагогике появление технологий  в определенной мере  стимулировали исследования в области бихевиоризма. Б.Скиннер науку о поведении (бихевиоризм) назвал «технологией поведения» [3]. Появился  даже термин «технологическая педагогика». Рациональной основой воспитания мы считаем технологизацией  процесса формирования нужных знаний и качеств личности. По сути, это моделирование поведения личности в нужном направлении. В советской педагогике с этой точки зрения интересен опыт Антона Семеновича Макаренко, который проектировал личность воспитанника, определяя качества личности как цели воспитательного процесса и подчиняя их достижению всю деятельность воспитанников.

Итак, технология в педагогике и социально-культурной практике  это управляемый и контролируемый процесс: строго направленный, основанный на достижениях, приводящих к необходимому результату. В настоящее время технологизируется сам способ мышления и теоретической основой  такого подхода выступает концепция модернизации общества. Вместе с тем, эпоха модернизма приносит с собой принцип технократизма, отвечающий на вопрос, «как получить», где цель определяет цепочку действий, обеспечивающих заданный результат. Таким образом, на рубеже ХХ-ХXI вв. в педагогике происходит столкновение двух тенденций:

1.                 Технологизации как способа мышления человека в концепции модернизации общества;

2.                 Усиления тенденции гуманизации, центральным моментом которой является личность, ее неповторимость и уникальность.

На наш взгляд, личность  педагога  определяет, чем станет технология: манипуляцией или развитием личности. А что касается выбора методов и приемов, то можно сказать, что выбор методов и приемов определяется принципами, лежащими в основе педагогических технологий.

Принципами личностно-ориентированной педагогической технологии являются: осознанное воздействие на отношение субъекта воспитания: его опыт, чувства, ценности; признание индивидуальности: учет ее индивидуальных особенностей, сохранении неповторимости и уникальности личности в момент воздействия на нее; взаимное раскрытие «Я» педагога и «Я» воспитанника: каждый воспитанник открывает в педагоге новые стороны; взаимное обучение: в процессе  взаимодействия  с личностью воспитанника  возникают такие ситуации, которые  выступают как  педагогические задачи и требуют разрешения, т.е. требуют новых знаний, новых способов и приемов.

Таким образом, сформулированные принципы  личностные, побуждают  ориентироваться на развитие  собственных данных личности, поиск им смысла  жизни, выбор жизненного пути.

Отсюда вытекает технологический вывод: необходимо ставить перед воспитанниками такие задачи, которые побуждали бы к определенным моделям поведения и формировали бы необходимые (востребованные современными условиями жизни) качества. Отметим важную роль такого понятия как  самоактуализация, т.е. реализация себя в деятельности, в отношениях с людьми в выбранном и изменяющимся жизненном пути. Способы решения поставленных задач должны быть  не решением проблем за воспитанника, а  стимулированием его собственной работы по их решению, способствовать изменению личности и ее  росту.

Размышляя о смысле  педагогического процесса, мы определили, что он проявляется в закреплении через  деятельность и общение, которые  выстраиваются каждый раз под новую задачу новых качеств и свойств личности воспитанника. Вместе с тем, сверхзадачей педагога является обучение и воспитание, что является не просто деятельностью  по накоплению знаний и фактов, но изменение  воспитанника, его поведения, его «Я-концепции», что возможно только тогда, когда любая педагогическая задача и любая педагогическая ситуация  специально конструируется. В совокупности  все это  обеспечивает  создание ситуации, в которой улучшается  самооценка личности,  т.е. выстраивается процесс обретения  себя.

Таким образом, с точки зрения технологического подхода, воспитание – это процесс формирования личности, строго направленный, управляемый, воспроизводимый,  основанный  на достижениях, приводящих к определенному результату [1].

На наш взгляд педагогическая технология выступает  как своеобразный проект т.е. замысел и его воплощение, а средствами воплощения замысла являются и социально-культурные и педагогические формы организации процесса. Причем, особенностью педагогических технологий, в отличие от технологий в промышленности, является:

1)                наличие субъекта деятельности; поскольку воспитание предполагает наличие и воспитателя, и воспитанника, то можно говорить о том, что в педагогических технологиях субъект всегда парный;

2)                критерий оценки эффективности используемых технологий всегда связаны с развитием субъекта воспитания;

3)                для построения педагогических технологий требуется целый ряд специальных умений.

Такими специальными умениями  являются:

¾   Аналитические. Аналитическими умениями мы называем способность к анализу педагогической ситуации, позволяющие сформулировать проблему и построить педагогическую задачу.

¾   Прогностические. Прогностические умения это способность представить  конечный результат на основе цели (или начиная с цели). Прогноз – предположение того, что будет, достоверность которого обусловлена учетом имеющихся тенденций.

¾   Рефлексивные. Рефлексивные умения: способность осмысления собственных действий, обеспечивающих достижение  определенного результата, анализ собственных суждений, поступков, приводящих к определенному результату. Рефлексия-это теоретическая, интеллектуальная деятельность, специфическая форма теоретической деятельности. Особое значение эти способности имеют там, где нет  готовых, стандартных, традиционных ответов и способов решения педагогических задач.

¾   Проективные. Проективные умения: способность реализовывать педагогический замысел. Это возможность создания педагогического проекта, т.е. превращение педагогической цели в конкретную деятельность, обеспечивающую достижение прогнозируемого результата; перевод цели воспитания в конкретные педагогические задачи, обеспеченные соответствующим содержанием.

На наш взгляд, создание технологий невозможно без проектирования и   конструирования и поэтому мы выделяем следующие шаги проектирования:

1 . Проблемный анализ, анализ ситуации – это, прежде всего, нахождение противоречий и формулировка проблем, что является серьезной работой, результатом которой  является выделение  ведущей проблемы или групп проблем. При наличии сложных и противоречивых проблем возникает необходимость  их группировки и тогда можно говорить о  группах проблем.

2.  Постановка цели.

Для того, чтобы обеспечить качество технологического решения, необходимо соотнести между собой тенденции развития системы,  имеющиеся противоречия и общую цель, определяющую некое ценностное основание педагогической деятельности. Таким образом, к числу действий на этом этапе относятся:

-обозначение тенденции;

- общая идея проекта;

- цель проекта.

3. Формулировка задач.

В нашем понимании, задачи это конкретизация цели; это обозначение направлений движения цели. В совокупности задачи должны раскрывать содержание цели, не должны выходить за рамки поставленной цели, но должны быть исчерпывающими.

4. Содержание деятельности.

Что касается содержания деятельности – это тот комплекс мероприятий, реализация которых обеспечивает решение поставленных задач. Элементы содержания связываются между собой сформулированными задачами и решение каждой задачи актуализирует  содержание. В случае, если содержание не соответствует поставленным задачам, достижение цели не сможет быть обеспечено, иначе говоря, оно не технологично.

5. Выбор методик.

Перевод мероприятий в конкретную деятельность обеспечивается определенными методами, формами и средствами. Особенностью  этого шага является то, что педагог  должен использовать новые методические приемы, средства, апробировать новые методы и формы работы. Традиционные формы и методы зачастую используются по-новому, обретают новое звучание.

Непосредственное воплощение замысла проекта требует таких умений, как конструирование. Конструирование – от лат. сonstructio- построение-это создание нового: продукта, элемента, материала, форм, методов и т.д.; создание целого или его частей из элементов. Конструирование необходимо на каждом этапе воплощения проекта: на операционном уровне, обеспечивающим конкретизацию замысла, идеи; на операционном уровне; во время планирования- способа перевода замысла на уровень организации, его представление в виде плана. План может быть планом-конспектом, планом урока, планом воспитательного социально-культурного проекта, мероприятия.

В плане могут быть прописаны цели и задачи, но могут и отсутствовать, однако содержание плана всегда целенаправленно  и соответствует конкретным задачам. План отличается краткостью и компактностью, в нем отражены содержание, формы и методы планируемой работы. План может быть изменен, по ходу его выполнения могут вноситься добавления, изменения, а также он должен  быть гибким и вариативным.

 Воплощение проекта в жизнь связано с организацией деятельности, которая, в свою очередь обеспечивает реализацию плана. Организаторская деятельность явилась предметом специального исследования. И. Уманский в структуре  организаторской деятельности выделил:

-усвоение задачи; установление отношений между задачей, организаторами и организуемыми;

- ресурсные возможности: пространство, время, условия, средства;

- распределение обязанностей;

- координация деятельности по направлениям, видам работ, участникам деятельности;

- перекоординация в случае неэффективности деятельности;

- учет, контроль, анализ, обеспечивающий обратную связь и возможность вносить коррективы [3].

При этих условиях организаторская деятельность педагога, т.е. организаторская деятельность, является эффективной.

                    Следует отметить, что современные воспитательные технологии лежат в русле формирования «Я-концепции», обеспечивая ее саморазвитие и самосовершенствование.«Я-концепция» -это система представлений личности о себе как субъекте, включающая три составляющие:

- когнитивный компонент – совокупность знаний о своих индивидуальных психологических особенностях;

- эмоциональный компонент-наличие определенного оценочного отношения к себе;

- регулятивный компонент-возможность управления собственным поведением.

Для построения технологий формирования личности необходимо исходить из следующих критериев:

- когнитивный аспект: полнота, дифференцированность и системность знаний  о своих  психофизиологических и психологических ресурсах;

- эмоциональный аспект: адекватность самооценки и принятие себя;

- регулятивный аспект: способность к самоконтролю над своей поведенческой  и психической активностью.

На развитие «Я-концепции» оказывают влияние семья, общение со сверстниками, взрослыми, педагогами, средства массовой информации и т.д. Формирование положительной «Я-концепции» должно осуществляться в управляемом социально-педагогическом, воспитательном процессе.

Воспитательные технологии призваны решать следующие задачи:

- формирование  у личности положительного восприятия и чувства своей изначальной ценности как индивидуальности;

-осознание своего места в жизни и реализация личностного потенциала;

- формирование душевного здоровья личности.

Конструирование воспитательных технологий может осуществляться в следующих сферах, характеризующих индивидуальные психологические  ресурсы личности:

- психофизиологической: психические и поведенческие проявления  основных свойств нервной системы;

- мотивационной: присущие личности склонности и интересы, направленность личности;

- характерологической: черты характера, проявляющиеся в системе ведущих отношении личности-к деятельности, другим людям, самому себе, предметному миру;

- эмоционально-волевой: типичные для личности эмоциональные состояния, возможности волевой  регуляции деятельности;

- интеллектуальной: сформированность интеллектуальных способностей, интеллектуальная  продуктивность и своеобразие  интеллектуальной деятельности;

- социально-психологической: коммуникативные качества личности, проявляющиеся в условиях взаимодействия с людьми.


Библиографический список
  1. Клименя Г.Б., Каченя Г.М. Технология формирования готовности выпускников основной школы к профессиональному самоопределению // Профильная школа. – 2011. – №1  - С. 28-31.
  2. Коджаспирова Г.М. Педагогический словарь: для студ.высших и ср.учебных заведений / Г.М. Коджаспирова, А.Ю. Коджаспиров. -М.: Академия, 2003. – 176 с.
  3. Скиннер Б.Ф. Технология поведения // Американская социологическая мысль / под ред. В. И. Добренькова. – М.: МГУ, 1994. – С. 30-46.
  4. Уманский Л.И. Методы экспериментального исследования социально-психологических феноменов // Методология и методы социальной психологии / под ред. Е.В. Шороховой. – М., 1977. – 465 с.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться:
  • Регистрация