ПРОБЛЕМЫ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ В СФЕРЕ СПОРТА В СОВРЕМЕННОМ ТРАНСФОРМАЦИОННОМ ОБЩЕСТВЕ

Билогур Влада Евгеньевна
Мелитопольский государственный педагогический университет имени Богдана Хмельницкого
доктор философских наук, профессор кафедры теории и методики физического воспитания и спортивных дисциплин

Аннотация
В современном трансформационном обществе возрастает место и роль философии спорта, которая позволяет гармонизировать тело и душу, дух и чувственность, свободу и природу. Исследована основная сущность философии спорта как образовательной политики, направленной на преодоление деструктивных явлений спорта, культивирование моральных оснований спорта, укрепление физического здоровья человека. Выявлен ценностный характер спортивной деятельности, которая формирует личность и выражается в гармонизации телесного, духовного и душевного начал.

Ключевые слова: безграничные возможности человека, личность, образовательная политика, трансформационное общество, философия спорта


PROBLEMS OF EDUCATION POLICY IN SPORTS IN MODERN SOCIETY TRANSFORMATIONAL

Bilogur Vlada
Melitopol State Pedagogical University named after Bogdan Khmelnitsky
Ph.D., Professor of Theory and methods of physical education and sport disciplinе

Abstract
In today's society increases transformational role and place of philosophy of sport, which allows to harmonize body and soul, spirit and sensuality, freedom and nature. Studied the basic essence of the philosophy of sport as an educational policy aimed at overcoming the destructive effects of sport, cultivating moral grounds sports, promotion of physical health. Identified evaluative nature of sports activity that forms the identity and is expressed in the harmonization of physical, mental and spiritual principles.

Рубрика: Секция 1. Актуальные проблемы культуры и общества

Библиографическая ссылка на статью:
Билогур В.Е. Проблемы образовательной политики в сфере спорта в современном трансформационном обществе // Культура и образование. – Январь 2014. - № 1 [Электронный ресурс]. URL: /2014/01/1222 (дата обращения: 03.01.2014).

Философия спорта как подсистема профессионального образования и одно из современных научных исследований  о человеке и для человека сформировалось на стыке наук – философии, психологии, социологии, культурологии, педагогики, валеологии. Актуальность темы определяется теми объективными процессами, которые свидетельствуют, во-первых,  о качественных изменениях в жизнедеятельности человека; во-вторых, ценностно-деятельностного похода к определению спорта как сложного социального и культурного феномена; в-третьих, изучения современных тенденций спорта в современном  трансформационном обществе – профессионализации, коммерциализации, превращения спорта в зрелище.   Это связано с возрастанием спорта в жизни общества, который становится важнейшим показателем самоорганизации социальной и духовной жизни, позволяет восстановить непосредственно жизненные силы расколотой человеческой природы, так как именно спорт позволяет гармонизировать тело и душу, дух и чувственность, свободу и  природу.  Место спорта до сих пор не соответствует его подлинной роли в целях достижения высокого уровня культуры и гармонизации векторов развития современной цивилизации, которая породила много проблем образовательной политики в сфере спорта в современном  трансформационном обществе.

В условиях кризиса и катастроф биологическая природа людей оказалась бессильной перед чрезмерными нагрузками техногенного характера – психологическими, химическими, мутагенными, что свидетельствует о том, что человеческий организм проигрывает в соревновании с техникой (увеличение стрессов, психических заболеваний, наркомании). Спорт как социально-ценностная и телесно-духовная система – это нормативно упорядоченная деятельность людей, которая выражается, – во-первых, в соревновательном сопоставлении физических, технических и интеллектуальных способностей людей; во-вторых, состоит из совокупности социальных отношений людей, которые возникают в процессе подготовки (тренировок); в-третьих, в результате осуществления спортивной деятельности (соревнования), которая порождает много проблем.

Философия спорта как подсистема профессионального образования и одно из научных направлений вызвана к жизни тем, что в контексте данного направления происходит расширение горизонта социально-философского осмысления спорта. Семантическое поле термина «философия спорта» имеет несколько векторов своего становления и развития: 1) личностный (человек, который занимается спортом); 2) институциональный (спортивная деятельность субъектов хозяйственной деятельности); 3)  организация свободного времени, которая заключается в проведении различного рода спортивных состязаний. По нашему мнению, наука о спорте относится, с одной стороны, к социальной педагогике, а с другой, – к социальной философии, которая аккумулирует социально-коммуникативное и экзистенциально-личностное измерения.  Основная сущность философии спорта – это социально-философское осмысление спорта как важнейшей предпосылки формирования культуры человека, в контексте которой  нравственные основы спорта, философия здорового образа жизни, развития ценностных ориентаций молодёжи  [1].  

Вначале  развития спорта это были физические упражнения, игры, единоборства спортивного характера, состязания в метании дротика, копья, камней, прыжки через препятствия, бег с преследованиями, действия, которые были связаны с добыванием средств к существованию. В современном понимании спорт – это стремление человека к расширению возможностей человека, которые реализуются в процессе спортивной деятельности, благодаря реализации различных физических упражнений и  участия в соревнованиях. Для данного исследования достаточно значимой есть категория «игры», которая заложена в идею соревновательной сущности спорта, в основе которого онтология игры как предмета философской рефлексии, среди авторов которой следует выделить  Платона, Аристотеля, И.Канта, Ф.Шиллера, И.Хейзинги, Е.Финка, Х.Г.Гадамера, Дж.Мида, Ж.Бодрийяара, М.Бахтина, Ж.-М.Брома, М.Вебера, А.Гуттманна, Е.Даннинга, Н.Элиаса. Следует выделить работы, которые посвящены возможностям философского подхода к анализу влияния спортивной деятельности на личность и социум,  анализа понимания феномена спортивного события как философской категории. Это работы  Р.Грюно, Х.Ленка, Г.Люшена, П.Вейса. Если в ХУІІІ-ХІХ веке гимнастика возводится в ранг фундамента воспитания личности в целом, тот в ХУІІІ веке (Ж.Ж-Руссо), теория «естественного воспитания» правомочна исцелить пороки его времени. В современном трансформационном обществе  спорт  - это стремление человека к расширению границ своих физических возможностей, реализуемых через систему физических упражнений, участие в состязаниях.  С другой стороны, в ХХ веке получила развитие тенденция формирования  спорта как социального института, как часть структуры социального системного мира, в котором спорт выполняет определенные функции. Данную тенденцию анализировали такие авторы, как  П.Бурдье, К.Л.Стивенсон, Н.Элиас, Е.Майнберг и др.

Спорт, вырастающий из духа состязательности, моделирует ситуацию человеческого самоопределения, которое возможно только в ситуации «Я-Другой», в сопоставлении своих спортивных показателей  с показателями «Другого».  Спорт – это совокупность наиболее эффективных средств и методов физического формирования качеств личности, одна из основных форм подготовки человека к физическому труду, общественно необходимым видам человеческой деятельности. В то же время спорт – это одно из важных средств этического и эстетического воспитания, удовлетворения духовных запросов общества, целый мир эмоций, порождаемых успехами и неудачами в соревнованиях, сложный комплекс межчеловеческих отношений и, наконец, популярнейшее зрелище, общественная значимость которого начинает стремительно возрастать. Философия спорта как подсистема профессионального образования имеет гуманистическую направленность лишь в том случае, если в спорте реализуются творческие потенции личности, а не узко прагматические цели и интересы, если спорт остается фактом культуры и обогащает духовную жизнь общества в плане ее насыщения образностью самобытного «Я» [2 ].

Спорт как социально-ценностная и телесно-духовная система обладает способностью к самоорганизации. Социально-коммуникативное и духовно-экзистенциальное измерение спорта позволяет глубже осознать ценностный характер спортивной деятельности, выражающейся в гармонизации телесного, душевного и духовного начал. Общество должно быть другим, чтобы реализовывалась гармония спорта высших достижений, чтобы преодолевалось отношение к спорту только как средству коммерциализации. Сегодня следует сформировать интерперсональную концепию спорта как субстанциональности и ценности личности, согласно которой спортивные достижения, с одной стороны, есть продуктом личностного развития, а, с другой стороны, спорт – это явление общепланетарного масштаба. Философия спорта как подсистема профессионального образования должна обратить внимание на проблемы спорта, которые имеют место не только в Украине, но и  в других странах СНГ: коммерциализация спорта, его политизация и монополизация, девиация спорта, рыночный механизм осуществления спортивных мероприятий и деятельности, низкий уровень государственного регулирования спортивной отрасли, недостаточная финансовая поддержка со стороны государства; требует усовершенствования система взаимодействия государственных, коммерциализационных и гражданских структур в спорте, решить проблему, связанную с падением развития детского, юношеского, массового спорта, способствовать повышению эффективности всей мировой и национальной спортивной системы в условиях глобализации (уровня развития спортивной науки, спортивной      инфраструктуры), практической реализации доктрины современного спорта.

       Как свидетельствует анализ современной философской литературы, в условиях кризисов и катастроф человеческая природа оказалась непосильной в сравнении с чрезмерными техническими нагромождениями на тело и душу человека – психологическими, мутационными, химическими, экстремальными, кризисными факторами. Последние влияют на сознание (подсознание) человека, что свидетельствует о том, что человеческий организм проигрывает по сравнению  с техникой, что привело к увеличению стрессов, психических заболеваний, наркомании, которые привели ко все более увеличивающемуся количеству проблем в сфере спорта.

Спорт как социально-ценностная и телесно-духовная система представляет собой нормативно упорядоченную деятельность людей, которая выражается, во-первых, в соревновательном сопоставлении физических, технических, интеллектуальных способностей человека; во-вторых, она состоит из совокупности социальных отношений людей, которые формируются в процессе спортивной деятельности и спортивных испытаний; в-третьих, осуществление спортивной деятельности, которое осуществляется в виде соревнования, порождает массу проблем для личности, тренера и часто для общества в целом. Поэтому современная проблемная ситуация состоит в том, чтобы исследовать этот сложный социальный и культурный феномен, который приобретает  все большую ценность для формирования здоровья личности и нации в  целом, формирования ценностных ориентаций, которые имеют духовно-эстетическое измерение.

Анализ проблем спорта в условиях современного трансформационного общества свидетельствует, что место спорта не отвечает той действительной роли, которую он играет в современном мире, которая была бы направлена на достижение высокого уровня культуры   и целостного развития личности в спорте, который способствует гармонии тела и души, биологической и социальной природы человека.

Семантическое поле термина «философия спорта» в современной образовательной политике имеет несколько векторов своего становления и развития: 1) личностный (человек, который занимается спортом, является объектом и субъектом спортивной организации); 2) институционный (спортивная деятельность субъектов хозяйственной деятельности); 3) организация спортивных мероприятий, которая направлена на развитие досуга, свободного времени и спортивного зрелища как культурной программы. В контексте всей системы философии спорта разворачивается  принцип соревновательной деятельности, которая моделирует ситуацию человекомерного  самоопределения и свидетельствует о высокой и гуманной роли спорта как аксиологической ценности. Спорт  как реализация человеческой экзистенции связан с самоутверждением  собственного «Я» личности-спортсмена как неповторного спортивного духа, который разворачивается на грани физических возможностей человека и требует моделирования творческих потенций и возможностей спортсмена в достижении   самых высоких целей.

Поэтому образовательная политика в высших учебных заведениях в современных трансформационных условиях, где есть место для развития спорта и спортивных достижений, должна быть направлена на формирование личности, способной достигать самых высоких результатов и формирования здорового образа жизни. Человекомерная сущность философии спорта реализуется благодаря таким функциям, как социокультурная, оценочно-нормативная, символическая, гуманистическая, аксиологическая, интегративная, коммуникативная, гедонистическая, социоэмоциональная, функция социализации, защиты, социальной мобильности и адаптации. Функции спорта направлены на развитие не только культуры движений, строительства телосложения, физического и морального здоровья людей, но и на усовершенствование душевной  и моральной сферы, развитие универсальной чувственности и духовности.

  По нашему мнению, образовательная политика спорта развивается в контексте, с одной стороны, социальной педагогикой, а с другой,  социальной философией , которая аккумулирует социально-коммуникативные и экзистенциально-личностные измерения спортивной деятельности.  Основная сущность философии спорта как образовательной политики – это социально-философское осмысление спорта как самого важного условия формирования спортивной культуры, нацеленной на преодоление деструктивных явлений спорта, культивирования моральных оснований спорта, укрепления физического здоровья  человека и противодействия различного рода психологическим  отклонениям, в частности депрессиям и неврозам. Последние  влияют на расстройство психики человека, связанные с базисными конфликтами человека, не способствуют становлению целостного человека, а сопровождаются конфликтами природного и социального.

Проблема деструктивных явлений, разработанная американской исследовательницей К.Хорни,  впервые в мировой определила причины невротических разладов психики, которые применимы и к спортсменам. Основную мотивацию она видит в возникновении чувства обеспеченности, «коренной или базисной тревоги», которая возникает в человеке в результате изолированности, беспомощности, блокирования устремлений человека к самореализации внешними социальными влияниями. Все это влияет на то, что возникают невротические конфликты или депрессивные состояния, в результате чего усугубляются  деструктивные отклонения. В связи с этим К.Хорни разработала защитные механизмы, которые могут повлиять  на лечение деструктивных расстройств психики: 1) «движение к людям»; 2) «движение от людей»; 3) «движение против людей», которые в той или иной мере могут повлиять и на спортсменов, которые находятся в состоянии депрессии или расстройств психики [3].

 Образовательная политика в сфере спорта в современном трансформационном обществе направлена на культивирование таких видов спорта, которые вырастают с духа состязательности, направленного на преодоление различного рода деструкций и возможных ситуаций формирования целостного «Я». Спорт – это один из наиболее действенных и эффективных способов и методов физического воспитания, один из основных способов подготовке человека к физическому труду и различным видам общественно необходимой человеческой деятельности.

Таким образом, спорт – это один из самых важных способов, общественное значение которого начинает возрастать и вызвано тем, что спорт является способом этического и эстетического воспитания; осуществления духовных потребностей общества и личности; целый мир эмоций, переживаний, рожденных успехами и неудачами в соревнованиях; сложный комплекс межчеловеческих отношений, которые рождают конфликты, противоречия, накал борьбы. Образовательная политика в сфере философии спорта в современном трансформационном обществе имеет гуманистическую направленность только в том случае, если в спорте реализуются творческие потенции личности, если спорт  остается фактом культуры и обогащает духовную жизнь человека в плане насыщенности разными спортивным и событиями, которые формируют целостную личность.

Спорт  как социально-ценностная и телесно-духовная система владеет  способностью к самоорганизации. Социально-коммуникативные и духовно-экзистенциальные измерения спорта позволяют глубоко осознать ценностный характер спортивной деятельности как такой, которая формирует личность, и выражается в гармонизации телесного, духовного и душевного начал. Само общество должно стать другим, чтобы в нем реализовался идеал спорта высших достижений как гармония человека и общества, чтобы преодолевалось отношение к спорту как виду только коммерциализации [4].

Образовательная политика в сфере философии спорта в современном трансформационном обществе  должна быть направлена на формирование интерперсональной концепции спорта как субстанциональной ценности личности; на преодоление деструктивных явлений в сфере спорта – коммерциализации, его политизации и монополизации, рыночного характера спортивных соревнований, недостаточной финансовой поддержки со стороны государства. Современная политика государственного регулирования спорта должна выработать действенный механизм взаимодействия государственных, коммерциаллизационных и гражданских структур в спорте, чтобы решить проблемы спорта, связанные с дальнейшим усовершенствованием детского, юношеского, массового, олимпийского спорта, что в целом будет способствовать развитию спортивной науки вообще.

Сделаем вывод, что образовательная политика в сфере спорта в условиях трансформации современного общества  должна эффективно способствовать становлению и формированию ценностей культуры глобального общества, а для этого необходима не только информационная, но и социально-педагогическая, философская и просветительская деятельность в этом направлении: 1) использования системы международных спортивных встреч и связей для укрепления мира, дружбы, реализации интегративной функции спорта как модели гуманных отношений взаимоотношений между людьми; 2) использования образцов спортивного поведения в контексте развития принципов «честной игры», а не подкупа судей, развития символических ценностей спорта; 3) использования спорта для решения воспитательных задач педагогики; 4) активизация и разворачивание в рамках педагогической деятельности отношения к спорту как важному направлению формирования и развития культуры мира,  гуманистической культурной ценности современного спорта и олимпийского движения,  как отмечает великий русский философ В.И.Столяров [5].

В современных условиях особенное значение приобретает ценность физического здоровья и спорта, формирования ценностных ориентаций личности и общества, духовно-эстетического измерения спорта. Принцип состязательности моделирует ситуацию человеческого самоопределения и свидетельствует о жизнеспособности субъектов спортивного направления. Спорт как реализация человеческой экзистенции связан с идеей самоутверждения «Я» личности-спортсмена как неповторимого творческого духа, выхода человека за пределы своих творческих возможностей, что требует разработки философии спорта, основанной на ценностно-деятельном подходе. Сам процесс гуманитаризации спорта направлен на формирование личности, способной достичь высоких спортивных результатов и формирование здорового образа жизни людей.


Библиографический список
  1. Білогур В.Є. Світоглядні орієнтації студентів: тенденції змін у трансформаційному суспільстві: [Монографія] / В.Є.Білогур.- Дніпропетровськ: Пороги, 2011.- 311с.
  2. Robert A. Mechikoff,  Steven Estes. A history and philosophy of sport and physical education : from ancient civilizations to the modern world.- Boston, Mass. : McGraw-Hill, 2006.
  3. Хорни К. Наши внутренние конфликты. Конструктивная теория невроза // psychol-ok.ru/lib/horney/nvk/nvk
  4. Scott Kretchma R. Practical philosophy of sport and physical activity. Champaign, IL : Human Kinetics, 2005.
  5. Столяров В.И. Гуманистическая культурная ценность современного спорта и олимпийского движения // Спорт, духовные ценности, культура. Вып. второй. Гуманистические идеалы, идеи олимпизма и мир современного спорта: Сб./Сост. и ред. В.В.Кузин, В.И.Столяров, Н.Н.Чесноков. – М.: Гуманитарный Центр «СпАрт» РГАФК, 1998. – С. 141–314.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться:
  • Регистрация