КОММУНИКАЦИОННЫЙ ПОТЕНЦИАЛ ДОСКИ ПОЧЕТА КАК ФОРМЫ КУЛЬТУРЫ

Бакуменко Геннадий Владимирович
Краснодарский Государственный Университет культуры и искусств
кафедра теории и истории культуры им. профессора А.И.Манаенкова, студент

Аннотация
Статья посвящена изучению историко-культурных оснований коммуникационного потенциала Доски почета как формы культуры

Ключевые слова: время, Доска почета, коммуникация, портрет, почет, символ, социализация, теория и история культуры


COMMUNICATION POTENTIAL LEADERBOARDS (RESPECTBOARDS) AS A FORM OF CULTURE

Bakumenko Gennady Vladimirovich
Krasnodar State University of culture and arts
Department of theory and history of culture. Professor А.I.Мanaenkov, student

Abstract
The article is devoted to the study of historical and cultural foundations communication capacity Leaderboards (Respectboards) as a form of culture

Рубрика: Секция 4. Социально-культурная деятельность: история, теория и современные технологии

Библиографическая ссылка на статью:
Бакуменко Г.В. Коммуникационный потенциал Доски почета как формы культуры // Культура и образование. – Январь 2014. - № 1 [Электронный ресурс]. URL: /2014/01/1181 (дата обращения: 02.01.2014).

Опубликовано пользователем: Gennady

С середины прошлого века внимание гуманитариев приковано к глобальным процессам, происходящим в обществе под влиянием бурно развивающихся информационных и телекоммуникационных технологий. Формулируются теория информации (Н.Винер, У.Р.Эшби, К.Шенон, А.Н.Колмогоров и др.), концепция информационного общества (Ю.Хаяши, Д.Белл, П.Дракер, М.Постер, М.Кастельс, Т.Стоуньер, Элвин и Хейди Тоффлер и др.), информационные подходы в культурологии (А.Моль, К.Мартиндейл, Г.А.Голицын, С.Ю.Маслов, В.М.Петров, Т.В.Коваленко и др.). На слиянии ряда смежных обществоведческих дисциплин вырисовываются контуры общей метатеории коммуникации (К.Ясперс, К.Юнг, Ж.Бодрийяр, Г.Тард, П.А.Сорокин, Дж.Мид, Г.Блумер, Ю.Хабермас, Э.Барнув, А.В.Соколов, Н.В.Шашкова и др.). Немаловажную роль в формировании представлений о роли художественной формы в социальной коммуникации играют концепции Ф.Соссюра, М.М.Бахтина, Ю.М.Лотмана, Б.А.Успенского, представляющие культуру в качестве совокупности ненаследственной информации.
Современные культурологические представления позволяют нам рассмотреть Доску почета как форму культуры и определить ее коммуникационный потенциал.
В статье «Доска почета: определение предмета исследования» [1] мы обосновали необходимость рассмотрения Доски почета не только как культурного артефакта, но и как бурно развивающейся формы (понятие формы по Г.Зиммелю [2, с. 482-487]) современной культуры.
Мы определяем Доску почета как форму визуализации и публикации общественного признания социальной группой заслуг отдельной личности или некоторого артефакта культуры перед данной группой или перед более широкой общественностью в ряду с ограниченным кругом лиц (или в ряду подобных артефактов) [1].
Доска почета – знак общественного морального поощрения. Как знак она представляет собой имеющую историко-культурные основания семиотическую категорию (понятие по Ю.М.Лотману [3, с. 12-25]) современной культуры. Из ряда близких к ней по значению форм культуры (знаки отличия, почетные звания, мемориальные доски и пр.) Доска почета выделяется реализацией таких своих структурных семиотических элементов как почетное место, портрет и специфическая категория времени.
Если почетное место и портрет реализуются так же и в форме мемориала (мемориальной доски), то в отличие от мемориала, позиционирующего вечную память (вечную славу), Доска почета имеет временные ограничения, выраженные во славе ныне живущим и ныне почитаемым персонам.
Так, наиболее ранний прототип Доски почета, известный в истории культуры республиканской эпохи Древнего Рима (509-27 гг. до НЭ), подразумевал не только скульптурные изваяния триумфаторов (cursus honorum), но и возможность уничтожения этих воплощенных символов социального признания (damnatio memoriae), если почитаемая персона покрыла свое имя позором [4, с. 23-24].
Рассмотрим некоторые аспекты структурных семиотических элементов предмета нашего исследования.
Определяющий элемент Доски почета, почетное место, имеет глубокие исторические корни.
Категория почетного места культивируется человечеством с древнейших времен. Она формируется и реализуется в пространственном (ландшафтном или архитектурном), культовом и социальном планах. Почетное место тесно связано с пониманием величия, преимущества, приоритета [1].
В русском языке почетное место этимологически раскрывается в определении правого, главного и красного. Красная поляна, красная площадь, красная улица, красный угол и красное окно дома, красные врата, глава муниципалитета, оглавление, заглавная буква, во главу стола, правое дело, правда, оправдание, по правую руку – вот далеко неполный перечень употребляемых в русском языке выражений, определяющих преимущественное значение или назначение объекта [5], [6], [7].
Красная поляна, красная площадь, красная улица – понятия, указывающие на наиболее социально значимые части обжитого пространства. На них проходят народные гулянья, ярмарки, вершится суд, совершаются обряды, парады, смотры, общие собрания поселян и пр. Пройти по красной улице или присутствовать на красной площади или поляне, особенно в праздничный (красный) день, почетно, связано с некоторым уровнем общественного признания. Рассматриваемые понятия представляют пример сочетания пространственного и социального плана почетного места.
В определении красного угла или окна дома мы можем наблюдать сочетание пространственно-архетектурного и культового плана реализации категории почетного места. Красный угол дома – угол, направленный на восток, первый встречающий ежедневно Солнце. Красное окошко – окно, в которое Солнце заглядывает первым. Здесь прослеживается влияние древнейшего солического славянского культа на традиционную архитектуру жилища. Внутри помещения красный угол и красное окно приобретают символическое значение главного и  почетного места: в красном углу по православному преданию вывешивается главная икона дома (семьи), у красного окна место почетного гостя. Так же в архитектуре можно наблюдать и символическое прочтение «правого» как почетного: красный угол и красное окно располагаются справа от входящего в дом, следовательно, входящий отдает почести (здоровается) сначала с теми, кто справа от него (начиная с иконы для православных).
Впрочем «Закон правой руки» связан не только с архитектурой и распространен в культуре многих народов. Очевидно, это связано с общей физиологией и психосоматикой человека. Правая рука – рука приветствия, по правую руку от главного (например, за столом) располагается его первый заместитель или помощник, справа от отца – старший сын, справа от судьи помилованный, слева осужденный и т.д.
Таким образом, по правую руку от почитаемого или главного человека располагается почетное место. Закон правой руки – универсальная этическая норма, распространенная в культуре большинства народов мира и закрепленная во всех мировых религиях.
Понятие головы или главы, а соответственно и главенства с одной стороны связано с понятием вершины и величия (глава дуба, утеса, холма), что совпадает с физиологическим местом головы человека, с другой – связано с вершиной управления (глава города, табуна, стада, главарь банды, во главе войска), что совпадает с психосоматическим самоощущением индивида. Почетное место здесь определяется степенью пространственной близости расположения объекта к главе: чем ближе, тем почетнее.
Вообще понятия величия, высоты, главенства и почета тесно переплетены.
Так в культуре многих народов с почетным местом в пространстве ойкумены связывается возвышение на местности, на котором принимаются наиболее социально важные решения, проводятся календарные празднества и ритуалы, воздвигаются культовые сооружения.
Поселения шумерской культуры (IV-е тысячелетие до НЭ) представляют собой воплощение незыблемости почетного места в центре города на вершине холма, искусственно возвеличенного насыпом или платформой. Идея незыблемости почетного (священного) места в культуре Междуречья со временем находит свое воплощение в зиккурате. Зиккурат – пример соединения ландшафтного, архитектурного и культового планов почетного места [8, с. 11].
Еще один пример культуры Междуречья демонстрирует нам триединое символическое соединение ландшафтного, культового и социального плана почетного места – это стела победы Нарам-Суэна (ок. 2250 г. до НЭ, найдена в Сузах, хранится в Лувре).
Изображение на стеле повествует о восшествии царя-победителя на почетное место на вершине холма. Выше царя только божественные Солнце и Луна. Величие царя выражено большим размером его изображения по сравнению с другими фигурами, близость к царю (к социальному почету) его воинов также подчеркнуто размерами их фигур, наименьшие пропорции у фигур, изображающих покоренный народ. В некоторой степени стелу победы Нарам-Суэна можно считать древнейшим прототипом Доски почета, поскольку она, помимо прочего, является визуализацией общественного признания заслуг царя и воинов их соплеменниками.
Пропорциональное изображение социального величия и почитания (социального почета) – не только аккадское изобретение. Подтверждением тому является культура Древнего Египта, где величие и могущество находит воплощение так же и в монументальности скульптурных и архитектурных памятников.
Одним из древнейших артефактов культуры позднего додинастического периода Древнего Египта является наскальное изображение Наг Эль Хамдулаб (Nagel Hamdulab), расположенное в десяти километрах к северу от Асуанской плотины и датируемое приблизительно 3200-3100 годами до НЭ [9].
Обнаружены рисунки впервые были в 1890 году Арчибальдом Сейсом.
В 1960 году Лабиб Хабачи (Labib Habachi) сфотографировал рисунки и, благодаря этим снимкам, специалисты Йельского университета (Yale University) обнаружили и описали это место в 2008 году.
В центре сюжета самого большого рисунка, ширина которого достигает трёх метров, сопровождаемый пятью кораблями человек, держащий в руках скипетр и носящий на голове белую корону (хеджет) – символ власти Верхнего Египта. Перед этим человеком располагаются собака и двое слуг, а за ним следует ещё один слуга с опахалом. Многочисленные признаки, в особенности сокол и бычьи рога, свидетельствуют о том, что центральный персонаж рисунка является фараоном [9].
Здесь мы наблюдаем, как близость к фигуре фараона влияет на пропорции изображений не только человеческих фигур, но и фигуры собаки: чем ближе к социальной вершине символическая фигура, тем она пропорционально большего размера.
Так в культуре древнего мира с помощью пропорций на рисунке выражается близость или отдаленность объекта изображения от божественного величия; увеличение пропорций связано с почетным местом фигуры в социальном и культовом плане.
Античная культура – Рубикон между древним миром и современной европоцентричной культурой. Отличительная черта эволюции категории почетного места в античном мире – светский и публичный характер понятия почета. Из культовой ойкумены почетное место переносится в социальный план, божественная абсолютность сменяется политической гибкостью, изменчивостью, временностью.
У древних греков был обычай награждать победителей спортивных игр постановкой их статуй в публичных местах. Это были идеальные фигуры атлетов, которые изображали их лишь в общих чертах, идеализированно, и были выполнены по идеальному канону красоты. Древнегреческий скульптурный портрет далек от прототипа, лишен реалистических черт, но для нас важно совмещение категорий почета, публичного места и портрета.
Древнегреческая демократия реализовывалась как состязание в публичности: спортивные игры, театрализованные постановки, философские и политические дебаты, – победить прилюдно означало овеять свое имя почетом и величием.
В Республиканскую эпоху Древнего Рима (509-27 года до НЭ) воздвигали в публичных местах в полный рост статуи политических должностных лиц или военный командиров. Подобная честь оказывалась по решению Сената, обычно в ознаменование побед, триумфов, политических достижений. Подобные портреты обычно сопровождались посвятительной надписью, рассказывающей о заслугах. В случае преступления человека его изображения уничтожались [4, с. 23-24].
Создаваемая по решению римского сената скульптурная галерея триумфаторов – по существу пример античной Доски почета. В ней находит воплощение триединство семиотических элементов почетного места, портрета и времени.
С развитием христианства различные формы культуры сосредотачиваются в руках церкви. Происходит своего рода монополизация культуры: все, что не соотносится с главенствующей идеологией, уничижается и уничтожается. На любом почетном месте воздвигаются символы веры: крест, изображения Христа, Девы Марии, апостолов. Мы можем наблюдать, как христианская догматика и символика заполняет собой все сложившиеся ко времени распространения христианства механизмы социального саморегулирования (мифологию, традиции, духовные практики и верования).
Однако сохраняется и усиливается универсальная реакция поклонения и почитания почетного места. Категория почетного места используется с одной стороны как своего рода декодер постулатов ветхого мифологического сознания в иную (христианскую) семиосферу [3, с. 12-25], с другой – как сложившийся действенный механизм влияния на обыденное самосознание индивида и формы его проявления в обществе, т.е. как механизм управления.
В христианской мифологической картине мироздания формируется сакральная идея единения в стенах храма земного и небесного (божественного) миров. Для нас представляет особый интерес постепенно формирующийся в средние века в русской православной церкви (XIII-XVI вв.) русский многоярусный иконостас.
Первый известный многоярусный иконостас был создан для Успенского собора Владимира в 1408 году (или в 1410-11 гг.). Его создание связывается с росписью Успенского собора Даниилом Черным и Андреем Рублевым [10, 17-22].
Не известно точно, как именно увеличивалась алтарная преграда, заимствованная в Византии, и когда превратилась в иконостас. Важна трансформация сакральной идеи завесы, отделяющей небесный мир от земного, в визуальный ряд ликов, взирающих с «небес» на церковный приход. Ведь теперь прихожанина в поместном ряду иконостаса встречает своего рода «Доска почета» святых угодников.
Доска почета XX века в СССР наследует важнейшие атрибуты иконостаса: 1) визуальный ряд лиц, требующих уважения, почитания и следования их жизненному опыту; 2) расположение в месте наибольшей визуальной доступности; 3) использование канонов в декорировании. Немаловажно и то, что во второй половине XX века в СССР  Доска почета приобретает не только идеологическую, моральную и материальную поддержку авторитета официальной власти, но и законодательное оформление.
С наступлением Нового времени церковь уступает светской власти большинство институтов социального управления. Развивающаяся наука заставляет пересматривать и корректировать религиозную догматику. Модернизации и трансформации сегодня подвержено очень многое. Большинство форм культуры неоднократно изменяются революционным образом на протяжении жизни одного поколения. Категория же почетного места сохраняет свою значимость в процессе социализации индивида.
Когда-то индивид вынужден был выбирать между жизнью или смертью среди сородичей. Современная культура ориентирует индивида на выбор почетного места, сохраняя за ним неотъемлемое право на жизнь. Любой скорее выберет почет, нежели позор.
Почетное место является неотъемлемой структурной составляющей такой  формы культуры как Доска почета. С одной стороны, используется некоторое пространство для установки Доски почета, с другой – сама Доска имеет собственное внутреннее пространство. Оба эти пространства позиционируется как почетное место.
В обоих случаях мы сталкиваемся с некоторым устоявшимся абстрактным пониманием части пространства, которое оказывает непосредственное влияние на самоопределение социума через самосознание индивида.
Так мы формулируем определение почетного места как элемента Доски почета.
Почетное место как структурный элемент Доски почета является абстрактной семиотической категорией культуры, позиционирующей социально поощряемый комплекс ценностных ориентаций индивида в его повседневной деятельности [1].
Благодаря наличию описанного элемента Доска почета является активным механизмом управления обыденным сознанием индивида в рамках его социализации.
Портрет, как составная часть Доски почета и семиотический ее элемент, понятие более широкое, более обобщенное, нежели современная трактовка соответствующего жанра в изобразительном искусстве. В нашем случае портрет, скорее – идентификатор конкретной личности, юридического лица (фирмы) или даже продукта потребления: иными словами – идентифицирующее изображение. Портрет, как системный элемент Доски почета, включает в себя не только портретный жанр, но и эмблемы, имена собственные, идентифицирующие символы, например: Кузьма Иванович Брукман, Kinder surprise, ЦК КПСС, BMW, распятие, Веселый Роджер и т.д.
Интересно, что первоначально в истории европейской культуры слово «portrait» означало «изобразительное воспроизведение» любого объекта, относясь к концепции воспроизведения в целом [11]. Если в искусствоведении в дальнейшем конкретизируется понятие портрета, то Доска почета это понятие расширяет за счет развивающихся своими путями идентификационных изображений, в том числе: буквенной и иероглифической письменности, геральдики, символики логотипов, аббревиатур и пр. Портрет, как элемент Доски почета, обязательно включает в себя понятие имени. Имя может дополнять портрет или заменить его. В античном примере (Др. Рим) Доски почета статуя триумфатора содержала сопроводительную надпись, сведения: кому и за что воздана такая честь. Эти сведения являются кратким литературным портретом, следовательно, так же включаются нами в понятие описываемого семиотического элемента Доски почета.
Важнейшая специфика портрета в рамках Доски почета – его расположенность в ряду идентичных изображений: портрет личности в ряду выделенных персон, логотип одной фирмы в ряду некоторого количества других и т. д. Эта специфика порождает особенную смысловую нагрузку, в которой почет одного портрета подчеркивает и усиливает почетное место других.
В целом, благодаря множественности идентичных изображений, Доска почета отображает часть социума и позиционирует эту часть в качестве эквивалента успеха, триумфа,  стимулируя общественную активность индивида, провоцируя его на действия в рамках общих для изображенных портретов ценностных ориентаций.
Портрет как структурный элемент Доски почета является абстрактной семиотической категорией культуры, позиционирующей преимущественное положение исторической персоны или культурного артефакта в ряду таких же персон или родственных по своему содержанию объектов (артефактов) [1].
Помимо внутреннего времени Доски почета, указанного выше, выраженного во временном расположении портрета в ряду себе подобных, рассматриваемая нами форма культуры транслирует наиболее общие характеристики социально-исторического времени своего появления, как и всякий культурный артефакт. Аллея триумфаторов на Форуме Древнего Рима, Красный павильон Китая династии Мин, многоярусный православный иконостас, Доска почета ВЦСПС на ВДНХ, Голливудская Аллея Славы, Доска почета Почты России (2009 г.), – каждый из перечисленных артефактов раскрывает в своем содержании характеристики своего социально-исторического контекста, являясь по существу культурной транскрипцией одной формы.
Благодаря  взаимно дополняемому единству описанных элементов Доска почета является активным механизмом управления обыденным сознанием индивида в рамках его социализации [1].
Коммуникационный потенциал Доски почета как формы культуры раскрывается в культурно-историческом и социально-культурном аспектах.
Первый аспект раскрывает нам перспективы проникновения сквозь историческое время в детали повседневности минувших эпох, позволяя опереться на изученные структурные особенности Доски почета как формы культуры.
Второй аспект позволяет нам опереться на возможности Доски почета как механизма управления социо-культурными процессами. Так, к примеру, форма Доски почета позволяет выявлять, прогнозировать, проектировать и транслировать личностные ценностные ориентиры, используемые в процессе социализации индивидом, т. е. контролировать и направлять эволюцию общественных отношений путем формирования и трансляции ценностей личностного роста.
В рамках данной статьи мы наметили возможные направления дальнейшего изучения Доски почета как формы культуры, полезные как для развития фундаментальных теоретических представлений о свойствах и функциях культуры, так и для прикладных разработок в отрасли социального управления.

Библиографический список
  1. Бакуменко Г.В. Доска почета: определение предмета исследования // SCI-ARTICLE: сетевой журнал. 2013. Url: http://sci-article.ru/stat.php?i=doska_pocheta:_opredelenie_predmeta_issledovaniya (дата обращения 07.12.2013).
  2. Зиммель Г. Избранное. Том первый. Философия культуры. М.: Юристъ, 1996.  671 с.
  3. Лотман Ю.М. Статьи по семиотике и топологии культуры. Избранные статьи в трех томах. Том I. Таллин. Александра, 1992.
  4. Ильина Т.В. История искусств. Западноевропейское искусство. М.: Высш. Шк., 2000. 368 с; Римский скульптурный портрет. Википедия: электронная энциклопедия. 2013. Url: http://ru.wikipedia.org/wiki/Риский_портрет (дата обращения 10.12.2013).
  5. Красный – Толковый словарь Даля – Яндекс. Словари: электронный ресурс. 2001-2013. Url:   http://slovari.yandex.ru/~книги/Толковый словарь Даля/КРАСНЫЙ/ (дата обращения 10.12.2013); КРАСНЫЙ – Толковый словарь Ушакова – Словари – Словопедия: электронный ресурс. 2007-2013 Url:  http://www.slovopedia.com/3/202/795322.html (дата обращения 10.12.2013).
  6. Глава – Толковый словарь Даля – Яндекс. Словари: электронный ресурс. 2001-2013. Url:   http://slovari.yandex.ru/~книги/Толковый словарь Даля/ГЛАВА/ (дата обращения 10.12.2013); ГЛАВНЫЙ – Толковый словарь Ушакова – Словари – Словопедия: электронный ресурс. 2007-2013 Url:  http://www.slovopedia.com/3/195/781093.html (дата обращения 10.12.2013).
  7. Правый – Толковый словарь Даля – Яндекс. Словари: электронный ресурс. 2001-2013. Url: http://slovari.yandex.ru/~книги/Толковый словарь Даля/ПРАВЫЙ/ (дата обращения 10.12.2013); ПРАВЫЙ – Толковый словарь Ушакова – Словари – Словопедия: электронный ресурс. 2007-2013 Url:  http://www.slovopedia.com/3/207/822808.html (дата обращения 10.12.2013).
  8. Оппенхейм, А. Древняя Месопотамия. Портрет погибшей цивилизации. М.: Наука, 1990. 319 с; Афанасьева В.К. Шумерская культура. История древнего мира: электронный ресурс. 2012-2013 Url: http://labyrinthos.ru/text/afanaseva_shumerskaya-kultura.html (дата обращения 10.12.2013).
  9. Вести. Ru. Древнейшее изображение фараона обнаружено в Египте. Вести: интернет-газета. 2001-2013. Url: http://www.vesti.ru/doc.html?id=1001787&cid=2161 (дата обращения 10.12.2013).
  10. Лидов, АМ. Иконостас Происхождение – развитие – символика. М.: Прогресс-Традиция, 2000. 750 с.
  11. Портрет // Википедия: свободная энциклопедия. 2013. Url: http://ru.wikipedia.org/wiki/Портрет (дата обращения 09.12.2013).

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться:
  • Регистрация