ПРЕЕМСТВЕННОСТЬ КОНЦЕПЦИИ СУПРЕМАТИЗМА К. МАЛЕВИЧА В ВИТЕБСКОМ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМ ИСКУССТВЕ 1980-1990-Е ГГ.

Иноземцева Олеся Александровна
Академия управления при Президенте Республики Беларусь
заместитель директора Центра международного сотрудничества и образовательных программ, кандидат искусствоведения

Аннотация
В статье анализируются креативные искания современных витебских художников, отражающие преемственность, интерпретацию и дальнейшее развитие творческой концепции супрематизма. Обращение к наследию витебского авангарда 1920-х гг., расширило спектр выразительных средств, технологий и приемов, применяемых в белорусском искусстве 1980-1990-х гг.

Ключевые слова: витебское изобразительное искусство, К. Малевич, супрематизм


CONTINUITY OF MALEVICH’S CONCEPT OF SUPREMATISM IN VITEBSK FINE ARTS OF 1980-90’S

Alesia Inazemtsava
Academy of Public Administration under the aegis of the President of the Republic of Belarus
Deputy Director of the Centre for International Cooperation and Educational Programmes, PhD of Arts

Abstract
The article analyzes the creative quest of contemporary Vitebsk artists who continued, interpreted and further developed the artistic concept of Suprematism. The return to Vitebsk avant-garde legacy of 1920’s has expanded the scope of media, forms and techniques of artistic expression used in the Belarusian art of 1980-90’s.

Рубрика: Секция 4. Теория и история искусств

Библиографическая ссылка на статью:
Иноземцева О.А. Преемственность концепции супрематизма К. Малевича в витебском изобразительном искусстве 1980-1990-е гг. // Культура и образование. – Декабрь 2013. - № 4 [Электронный ресурс]. URL: /2013/12/1220 (дата обращения: 17.12.2013).

Витебск в 1920-х гг. выступил центром авангардного искусства не только белорусского, но западноевропейского значения. В городе формировалось творчество Марка Шагала, апробировались идеи супрематизма  Казимира Малевича и группы УНОВИС.  Художественное наследие города оказало одно из доминирующих влияний на развитие тенденций белорусского изобразительного искусства 1980-х-1990-х гг.

В 1980-е гг. в белорусском искусстве нарастают  изменения в сюжетном плане произведений, которые в то время аргументировались тем, что новое поколение художников не знало ни войны, ни лишений послевоенных лет, выражавшихся в творчестве старшего поколения мастеров. Постепенно изменяется соотношение работ, выполненных в социалистическом реализме и в иных художественных направлениях. Расширяющиеся контакты республики с европейскими странами способствовали проникновению в изобразительное искусство новых выразительных средств, технологий и приемов. Одновременно с данным процессом наблюдается тенденция постепенного обращения молодых художников к художественному наследию модернизма и  философской системе постмодернизма.

Концепция преемственности, интерпретации и дальнейшего развития положений супрематизма выступила основополагающим центром деятельности  творческого объединения «Квадрат» (1987-1994 гг.).

В объединение вошли десять витебских художников, работающих в  различных видах искусства (живопись, скульптура, графика, декоративно-прикладное искусство): А. Малей, А. Досужев, В. Счастный, Н. Дундин, А. Слепов, В. Чукин, Т. и Ю. Руденко,  В. Шилко, В. Михайловский.  Они  стремились реабилитировать в белорусском искусстве наследие витебского авангарда 1920-х гг., однако, в отличие от той степени мировосприятия, когда супрематизм был новой художественной концепцией, авангард 1980-х гг. понимается ими как образ жизни, в максимальной степени освобожденный от идеологии социалистических ценностей.

А. Малей преобразовал квадрат К. Малевича в куб, создав кубоквадрат или двойное пространство. Однако следует отметить, что первым, кто придал квадрату Малевича объем, был Лазарь Лисицкий. Концепция построения структуры двойного пространства А. Малея опирается на гипотезу о пространственном устройстве человека. Оно, по характеристике художника, двойное: феноменальное (внешнее) и ноуменальное (внутреннее). Существование человека в двойном пространстве – это ощущение внутреннего и внешнего «Я» одновременно. Отсюда нет деления на подсознательное и сознательное.

А. Досужев обосновал авторскую теорию ПЛИПа, на основе которой создавались абстрактные композиции с использованием простых геометрических фигур. Остальные члены объединения, не отходя от общей творческой концепции, экспериментировали с наработками европейских художественных направлений, трансформируя их и сочетая друг с другом.

Выставки объединения пользовались широкой популярностью у горожан. Их творчество привлекло внимание белорусских, российских и зарубежных исследователей и ценителей искусства. Последовал ряд совместных акций с художниками Минска, Москвы и Ленинграда: выставка белорусского андеграунда (Минск,  1987), выставка «Панорама» (Минск, Варшава, 1987), выставка с «Товариществом экспериментального искусства» (Москва, Ленинград, 1988).

Члены «Квадрата» стремились возродить художественное наследие УНОВИСа для массового зрителя. Первым результатом  такой деятельности стала роспись торца здания, воссозданная по эскизам К. Малевича. Членам объединения также принадлежали две наиболее известные жителям города росписи торцов домов на ратушной площади: «Апокалипсис» (худ. А. Слепов, арх. И. Лапунов, 1997) и «Витебск» (худ. В. Шилко, Б. Хесин, А. Досужев, арх. И. Лапунов, 1997). В обеих  работах наблюдались соединение принципов классического супрематизма и современных авторских концепций художников. В работе «Апокалипсис» Александр Слепов обращается к теме конца света с субъективной интерпретацией. Плоскостное изображение православного храма с пронизывающими его красными клиньями – символ революции с лозунгом Л. Лисицкого «Клином красным бей белых» – отображает взгляд автора на причины общественного хаоса. Роспись «Витебск» была построена по теории ПЛИПа, в которой смысловую нагрузку выражали не только геометрические формы, но и цвет. Наклонное последовательное чередование темных и светлых тонов создавало ритм, движение в горизонтальной плоскости.

Идеи объединения «Квадрат» нашли отклик в деятельности многих современных белорусских художников (Г. Лойко, Л. Русова, И. Тишин, А. Задорин и др.). Особенно популярным вновь стал образ черного квадрата К. Малевича, однако в конце XX века его основной смысл как символа нового искусства отошел на второй план. Художники включают его в свои произведения как часть или фон композиции, делая знаком-напоминанием или знаком-привязкой к ауре художественного творчества 1920-х гг. и, вместе с тем, наделяют данный символ новым современным смыслом.

Деятельность  творческого объединения «Квадрат», направленная на возрождение и дальнейшее развитие в белорусском искусстве наследия витебского авангарда 1920-х гг., придала мощный импульс интересу общества к историческому, национальному и культурному наследию города. В 1994 году прошел Первый Международный пленэр «Малевич. УНОВИС. Современность», с 1997 года публикуется  издание «Малевич. Классический авангард. Витебск», на страницах которого исследуется связь философских взглядов К. Малевича с современным развитием художественной формы.


Библиографический список
  1. Горячева Т. Малевич и метафизическая живопись // Вопр. искусствознания. – 1992. – № 1. – С. 49–60.
  2. Жук В.И. Белорусское искусствоведение и критика: между прошлым и будущим // Беларускае сучастнае мастацтва, мастацтва і крытыка: праблемы адаптацыі да новых реальнасцей. Мінск, 1998. – С. 82–91.
  3. Малей А.В. Белый супрематизм. О духовном в современном искусстве // Малевич. Классический авангард. Витебск-5: посвящ. 115-летию со дня рождения Марка Шагала: сб. ст. / Витеб. обл. краевед. музей, Витеб. гос.
    ун-т; под. ред. Т.В. Котович. – Витебск. 2002. – С. 142–158.
  4. Малей А.В. Супрематизм – пространство и время // Зб. Выступленняў на навук. каф., прысвечаннай 75-годдзю Віцебскай маст. шк. / Віцеб. маст. музей [і інш]. Віцебск, 1994. – С. 98–101.
  5. Парашкоў С.А. Гісторыя культуры Беларусі. Мінск: Беларус. навука, 2003.
  6. Цыбульскі М.Л. Праекцыя вобраза і знака // Мастацва. – 2001. – № 8 –
    С. 24–26.
  7. Шумов А. Витебский квадрат: выставка молодых художников г.Витебска к 110-летию К. Малевича // Декоративное искусство. – 1989. –  № 3. – С.47.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться:
  • Регистрация