Библиотечная научная сфера использует в своем научном арсенале новые методы библиотечных исследований. Обоснование, поиск и критерии новых исследовательских методов в библиотековедении дал В.С. Крейденко [1, 2]. Он отмечает, что «…особую актуальность приобретает проблема именно осознанного, целенаправленного переноса методов из одной отрасли науки в другую» [1, с. 251].
К таким методам, заимствованным из смежных наук, относится метод социального портретирования. Данный метод входит в методику социологии, но стал использоваться и другими общественными науками, в том числе библиотековедением.
Метод социального портретирования начал активно применяться в исследованиях профессионального самосознания библиотекарей с начала 90-х годов ХХ века. Это, в первую очередь, исследования А.В. Соколова, известного санкт-петербургского ученого, а также его учеников в рамках научной школы.
А.В. Соколов, обосновавший научный и учебный статус библиотечной профессиологии, выделяет в любом библиотечном сообществе пять социально-профессиональных слоев или страт, отличающихся по степени динамичности характера деятельности, творческой, социальной активности и уровня профессионализма: “авангард”, “гвардия”, “середняки”, “балласт”, “пилигримы” и обозначил их буквами греческого алфавита: альфа, бета, гамма, сигма, пи [3, 4]. Принципы и методика социально-профессиональной стратификации библиотекарей, изложенные в указанных работах, могут служить лишь одним из оснований, характеризующим направленность личности для разработки социальных портретов библиотекарей. Другими основаниями социального портретирования могут быть взяты: дифференциация по характеру труда, тип и вид библиотеки, социально-демографические признаки и прежде всего возраст и образование.
Приведем другой пример. Это диссертационное исследование социального портретирования библиотекарей, выполненное В.И. Грачевым [5]. На ocнове метода социально-профессиональной стратификации, ранее не используемого в библиотечных исследованиях, В.И. Грачев обосновал возможности разработки формальных и вербальных социальных портретов библиотекарей разных типов библиотек. Социальный портрет библиотекаря, по определению В.И. Грачева, представляет собой совокупность типичных социально-демографических и психологических признаков, присущих членам определенной группы библиотекарей [6].
Продолжая исследования библиотекарей 1990-х годов, А.В. Соколов в 2000-е годы представил собирательные портреты библиотекарей в образах Жанн, Пенелоп и Клеопатр как обобщающие портреты библиотекарей, которые совпадают с предыдущими градациями в том отношении, что в обоих случаях учитывается активность (пассивность) личности. Отличаются они тем, что в первом случае активность сочетается с профессионализмом, а во втором случае – с направленность личности [7].
В настоящее время ученый типизирует библиотекарей на интеллигентов и интеллектуалов [8]. Преемственным по отношению к исследованиям А.В. Соколова является исследование ценностных ориентаций молодых библиотекарей В.А. Виноградовой, объектом которого выступила страта библиотекарей по возрасту – до 35 лет и внутри типы молодых библиотекарей – интеллигенты и интеллектуалы [9].
Метод социального портретирования был применен и представителем московской научной школы Т.А. Есиной в исследовании читателей библиотек [10].
Таким образом, приведенные примеры подтверждают использование метода социального портретирования, заимствованного из социологии, в библиотековедческих исследованиях; возможности применения этого метода к разным группам библиотечного сообщества, представленного многообразием библиотечных специальностей по виду профессиональной деятельности (функциональная специализация): комплектатор, систематизатор, редактор каталогов, библиограф, хранитель, фандрайзингер, маркетолог, технолог, разными возрастными группами. Кроме того, возможно применение данного метода к исследованию представителей разных типов и видов библиотек. Перспективным считаем его использование для изучения психолого-социальных особенностей такой профессиональной группы библиотечного сообщества как школьные библиотекари.
Библиографический список
- Крейденко В.С. Библиотечные исследования: учеб.-метод. пособие / В.С. Крейденко. – М.: Рус. шк. библ. ассоц., 2007. – 352 с. – (Профес. б-ка шк. библиотекаря. Сер. 1. Вып.1).
- Крейденко В.С. Новые исследовательские методы как важный показатель развития потребностей изучения практики / В.С. Крейденко // Библиотечное дело. – 2007. – № 12. – С. 9 – 13.
- СоколовА.В. Библиотекарь – 90 /А.В.Соколов,Л.Н.Афанасова// Сов. библиотековедение. – 1992. – № 3-4. – С. 66 – 69.
- Соколов А.В. Сколько и каких библиотекарей нужно России? / А.В. Соколов, Л. Н. Афанасова // Науч. и техн. б-ки СССР. – 1991. – №11. – С. 3 – 11.
- Грачев В.И. Социальное портретирование библиотекарей (теория, методика, эксперимент): автореф. дис. … канд. пед. наук: 05.25.03 / В.И. Грачев. – Л., 1991. – 16 с.
- Грачев В.И. Социологические аспекты портретирования библиотекарей / В.И. Грачев // Библиотечная профессиология: проблемы становления и развития: сб. науч. тр. – СПб., 1992. – С. 67 – 75.
- Соколов А.В. Жанны, Пенелопы, Клеопатры в библиотеке завтрашнего дня / А.В. Соколов // Библиотековедение. – 2002. - № 3. – С. 26 – 36.
- Соколов А.В. Библиотечный авангард информационного общества / А.В. Соколов // Науч. и техн. б-ки. – 2012. – № 2. – С. 51 – 60.
- Виноградова В.А. Ценностные ориентации молодых российских библиотекарей (2000-е годы): автореф. дис. … канд. пед. наук: 05.25.03 / В.А. Виноградова; С.-Петерб. гос. ун-т культуры и искусств. – СПб., 2013. – 24 с.
- Есина Т.А. Социальное портретирование как метод изучения читателей библиотек: автореф. дис. … канд. пед. наук: 05.25.03 / Т.А. Есина; Моск. гос. ун-т культуры и искусств. – М., 2010. – 24 с.