МЕТОД СОЦИАЛЬНОГО ПОРТРЕТИРОВАНИЯ В БИБЛИОТЕЧНОЙ ПРОФЕССИОЛОГИИ

Григорова Елена Анатольевна
Белгородский государственный институт культуры и искусств
магистрант

Аннотация
В статье рассматриваются возможности метода социального портретирования, используемого в современной библиотечной профессиологии.

Ключевые слова: библиотечная профессиология, метод социального портретирования, методология библиотечных исследований


METHOD OF SOCIAL PORTRAITURE IN THE LIBRARY PROFESSIOLOGY

Grigorova Elena Anatolyevna
Belgorod state institute of culture and arts
undergraduate

Abstract
The article examines the possibility of social portraiture method used in modern library professiology.

Рубрика: Секция 5. Библиотековедение и документоведение

Библиографическая ссылка на статью:
Григорова Е.А. Метод социального портретирования в библиотечной профессиологии // Культура и образование. – Декабрь 2013. - № 4 [Электронный ресурс]. URL: /2013/12/1218 (дата обращения: 16.12.2013).

Библиотечная научная сфера использует в своем научном арсенале новые методы библиотечных исследований. Обоснование, поиск и критерии новых исследовательских методов в библиотековедении дал В.С. Крейденко [1, 2]. Он отмечает, что «…особую актуальность приобретает проблема именно осознанного, целенаправленного переноса методов из одной отрасли науки в другую» [1, с. 251].

К таким методам, заимствованным из смежных наук, относится метод социального портретирования. Данный метод входит в методику социологии, но стал использоваться и другими общественными науками, в том числе библиотековедением.

Метод социального портретирования начал активно применяться в исследованиях профессионального самосознания библиотекарей с начала 90-х годов ХХ века. Это, в первую очередь, исследования А.В. Соколова, известного санкт-петербургского ученого,  а также его учеников  в рамках научной школы.

А.В. Соколов, обосновавший научный и учебный статус библиотечной профессиологии, выделяет в любом библиотечном сообществе пять социально-профессиональных слоев или страт, отличающихся по степени динамичности характера деятельности, творческой, социальной активности и уровня профессионализма: “авангард”, “гвардия”, “середняки”, “балласт”, “пилигримы” и обозначил  их буквами греческого алфавита: альфа, бета, гамма, сигма, пи [3, 4]. Принципы и методика социально-профессиональной стратификации библиотекарей, изложенные  в указанных работах, могут служить лишь одним из оснований, характеризующим направленность личности для разработки социальных портретов библиотекарей. Другими основаниями социального портретирования могут быть взяты: дифференциация по характеру труда, тип и вид библиотеки, социально-демографические признаки и прежде всего возраст и образование.

Приведем другой пример. Это диссертационное исследование социального портретирования библиотекарей, выполненное В.И. Грачевым [5]. На ocнове метода социально-профессиональной стратификации, ранее не используемого в библиотечных исследованиях, В.И. Грачев обосновал возможности разработки формальных и вербальных социальных портретов библиотекарей разных типов библиотек. Социальный портрет библиотекаря, по определению В.И. Грачева, представляет собой совокупность типичных социально-демографических и психологических признаков, присущих членам определенной группы библиотекарей [6].

Продолжая исследования библиотекарей 1990-х годов, А.В. Соколов в 2000-е годы представил собирательные портреты библиотекарей в образах Жанн, Пенелоп и Клеопатр как обобщающие портреты библиотекарей, которые совпадают с предыдущими градациями в том отношении, что в обоих случаях учитывается активность (пассивность) личности. Отличаются они тем, что в первом случае активность сочетается с профессионализмом, а во втором случае – с направленность личности [7].

В настоящее время ученый типизирует библиотекарей на интеллигентов и интеллектуалов [8]. Преемственным по отношению к исследованиям А.В. Соколова является исследование ценностных ориентаций молодых библиотекарей В.А. Виноградовой, объектом которого выступила страта библиотекарей по возрасту – до 35 лет и внутри типы молодых библиотекарей –    интеллигенты и интеллектуалы [9].

Метод социального портретирования был применен и представителем московской  научной школы Т.А. Есиной в исследовании читателей библиотек [10].

Таким образом, приведенные примеры подтверждают использование метода социального портретирования, заимствованного из социологии, в библиотековедческих исследованиях; возможности применения этого метода к  разным группам  библиотечного сообщества, представленного многообразием библиотечных специальностей по виду профессиональной деятельности (функциональная специализация): комплектатор, систематизатор, редактор каталогов, библиограф, хранитель, фандрайзингер, маркетолог, технолог, разными возрастными группами. Кроме того, возможно применение данного метода к исследованию представителей разных типов и видов библиотек. Перспективным считаем его использование для изучения психолого-социальных особенностей такой профессиональной группы библиотечного сообщества как школьные библиотекари.


Библиографический список
  1. Крейденко В.С. Библиотечные исследования: учеб.-метод. пособие / В.С. Крейденко. – М.: Рус. шк. библ. ассоц., 2007. – 352 с. – (Профес. б-ка шк. библиотекаря. Сер. 1. Вып.1).
  2. Крейденко В.С. Новые исследовательские методы как важный показатель развития потребностей изучения практики / В.С. Крейденко //  Библиотечное дело. – 2007. – № 12. – С. 9 – 13.
  3. СоколовА.В. Библиотекарь – 90 /А.В.Соколов,Л.Н.Афанасова// Сов. библиотековедение. – 1992. – № 3-4. – С. 66 – 69.
  4. Соколов А.В. Сколько и каких библиотекарей нужно России? / А.В. Соколов, Л. Н. Афанасова // Науч. и техн. б-ки СССР. – 1991. – №11. – С. 3 – 11.
  5. Грачев В.И. Социальное портретирование библиотекарей (теория, методика, эксперимент): автореф. дис. … канд. пед. наук: 05.25.03 / В.И. Грачев. – Л., 1991. – 16 с.
  6. Грачев В.И. Социологические аспекты портретирования библиотекарей / В.И. Грачев // Библиотечная профессиология: проблемы становления и развития: сб. науч. тр. – СПб., 1992. – С. 67 – 75.
  7. Соколов А.В. Жанны, Пенелопы, Клеопатры в библиотеке завтрашнего дня / А.В. Соколов // Библиотековедение. – 2002. -  № 3. – С. 26 – 36.
  8. Соколов А.В. Библиотечный авангард информационного общества / А.В. Соколов // Науч. и техн. б-ки. – 2012. – № 2. – С. 51 – 60.
  9. Виноградова В.А. Ценностные ориентации молодых российских библиотекарей (2000-е годы): автореф. дис. … канд. пед. наук: 05.25.03 / В.А. Виноградова; С.-Петерб. гос. ун-т культуры и искусств. – СПб., 2013. – 24 с.
  10. Есина Т.А. Социальное портретирование как метод изучения читателей библиотек: автореф. дис. … канд. пед. наук: 05.25.03 / Т.А. Есина; Моск. гос. ун-т культуры и искусств. – М., 2010. – 24 с.

 

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться:
  • Регистрация