НРАВСТВЕННЫЕ АСПЕКТЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРАВ ЧЕЛОВЕКА В УСЛОВИЯХ СОВРЕМЕННОГО БЕЛОРУССКОГО ОБЩЕСТВА

Лагуновская Елена Анатольевна
Брестский Государственный Университет имени А.С. Пушкина
доцент кафедры политологии и социологии, кандидат философских

Аннотация
В статье анализируются нравственные аспекты реализации прав человека в условиях современного белорусского общества. Раскрывается специфика понимания прав человека как духовно-нравственного идеала и их этического характера.

Ключевые слова: нравственность, общество, права человека, ценности


MORAL ASPECTS OF THE IMPLEMENTATION OF HUMAN RIGHTS IN THE MODERN BELARUSIAN SOCIETY

Lahunovskaya Alena
Brest State University named after A.S. Pushkin
assistant professor of department of Political Science and Sociology, candidate of рhilosophy

Abstract
The article analyzes the moral aspects of the implementation of human rights in the modern Belarusian society. The author examines specificity of understanding of human rights as a spiritual and moral ideal and ethical character.

Рубрика: Секция 1. Актуальные проблемы культуры и общества

Библиографическая ссылка на статью:
Лагуновская Е.А. Нравственные аспекты реализации прав человека в условиях современного Белорусского общества // Культура и образование. – Декабрь 2013. - № 4 [Электронный ресурс]. URL: /2013/12/1204 (дата обращения: 16.12.2013).

Настоящая статья ставит целью рассмотреть этический характер прав человека, представить их как духовно-нравственный идеал, осмыслить и обозначить нравственные аспекты в реализации прав человека в условиях современного белорусского общества.

Идея этического характера прав личности является ведущей для современной философии прав человека. Так, например, в книге «Философия прав челове­ка» говорится, что права человека являются универсальными мо­ральными правами, которые в равной степени принадлежат любо­му человеческому существу [1, с. 9]. Эти права отличны от юридических прав гражданина, которые признаются и законодательно защища­ются государством. В отличие от них моральные права признают­ся как неотъемлемые права человека. Но от этого они не утрачи­вают своего универсального характера.

В учебном пособии для учащихся, изданном в ЮНЕСКО, также отмечается, что концепция прав человека является этической по своему характеру. Она развивалась в процессе человеческой исто­рии как результат преодоления негативных явлений, ограничивав­ших свободу индивида. «Мы можем проследить возникновение этих концепций этической ценности прав человека во всех мировых религиях в качестве основы, которая гармонизирует отношения между индивидами, общностями и группами… Можно сказать, что понятие человеческого достоинства представляет собой этическую ценность, которая также стара, как человечество, и которая развива­лась в истории в соответствии с социальными, политическими, эко­номическими и культурными изменениями» [2, с. 3].

Белорусская национальная культура своими истоками связана с особенностями исторического развития народа, его сознанием и устоявшимися формами совместной жизни, обычаями и духовно-нравственными ценностями, выработанными на протяжении более чем тысячелетней духовно-культурной и общественно-политической истории. Важное место в формировании нравственной культуры современного белорусского общества как составной части национальной культуры принадлежит ценностям христианства.

Христианские ценности являются важнейшим элементом фундамента современной цивилизации; понимание этого представляется крайне важным для Беларуси, страны многоконфессиональной и стремящейся к открытому обществу. На современном этапе христианские ценности рассматриваются как моральное основание либеральных, консервативных и социальных ценностей, практическое воплощение которых представлено в концепции прав человека, принципах свободы личности, взаимопомощи и социальной солидарности. Всеобщую декларацию прав человека называют Библией современного международного правозащитного движения [3, с. 138]. Ценности христианства, воплощенные в социальных принципах свободы и ответственности, положены в основу конституционализма, на который опирается современная открытая цивилизация. Однако, несмотря на то, что христианские ценности послужили основой для современной либеральной концепции прав и свобод человека, необходимо признать наличие в ХХI веке проблемы «двойных стандартов», равно как и приоритетность прав человека по отношению к нравственности, что противоречит христианским ценностям и свидетельствует о глубоком духовном кризисе общества.

Закрепленная в Конституции Республики Беларусь ориентация на принципы социального правового государства есть одновременно юридическое, законодательное оформление такой идеологической модели государственности, которая покоится на гуманистических началах и нацелена на реальное достижение принципа общественного блага и социального развития [4, с. 43]. Утверждение такой государственности неотрывно от формирования духовно-нравственных основ новой общественной системы.

На современном этапе усиление морального нигилизма, поворот к эгоизму и потеря значимости нравственных норм советского периода способствуют возникновению ценностного вакуума и ослаблению роли духовно-нравственных ценностей в регулировании поведения, что может привести к дестабилизации общества. При этом значительная часть молодежи опережает представителей старших возрастов по количеству приверженцев асоциального образа жизни, правонарушений и т.п. [5, с. 179]. В Республике Беларусь реализация права на индивидуальность повлекла за собой негативные последствия для индивидуальной и социальной практики. Необходимо признать реальное противоречивое состояние нравственной культуры современного белорусского общества, наличие в нем антисоциальных и аморальных поведенческих интенций.

В условиях независимого белорусского государства ориентации на прагматические ценности, направленные на преодоление социально-экономического кризиса, уже недостаточно. В поисках путей выхода из кризиса в общественном сознании укореняется идея, что основополагающим средством его преодоления является укрепление нравственных основ общества, совершенствование духовного мира человека. В целом исследование данной проблемы позволяет сделать вывод о том, что только лица, имеющие ярко выраженные положительные черты, способны оказывать прогрессивное влияние на ход событий, поддерживать нравственное здоровье общества. Создание в обществе обстановки соблюдения критерия нравственности, осознания каждым человеком своей свободы и ответственности перед другими участниками совместной деятельности способствует реализации прав человека. С точки зрения практики, понимание членами коллектива уникальности и ценности каждого из них, его права на свободу мнения, и при этом признание ответственности за свои действия на основе добровольного объединения с другими ради общей цели – главное условие активизации творческого потенциала коллектива и его эффективной деятельности. В социальной деятельности права человека артикулируют ценности свободы и ответственности любого члена общности, представленные этическими принципами соблюдения прав другого.

Результаты эмпирических исследований свидетельствуют о репрезентации в сознании белорусской молодежи – социально активной части общества – духовных потребностей, соответствующих нравственным ценностным ориентациям и установкам прав человека. Из предложенных ценностных переменных молодые граждане на 1-е место выносят любовь. Любовь как главное моральное чувство и состояние обуславливает духовно-нравственные цели, мотивы, намерения, установки и ценностные ориентации, является источником формирования гуманистического мировоззрения, высоких гражданских качеств. Одновременно для 100 % опрашиваемых важны хорошие отношения с родными, близкими, коллегами, забота о стариках и детях, а для 97% – уважение к традициям, желание иметь «спокойную совесть» [6, с. 22, 24]. Однако, обладая огромными внутренними ресурсами для самосознания, в реальном процессе социальной коммуникации значительная часть молодежи руководствуется широким диапазоном ценностных ориентаций и установок. Наиболее существенные причины этого связаны с тем, что, во-первых, информированность белорусского народа о правах человека как моральных средствах духовно-нравственной регуляции общественных отношений, явно недостаточна; во-вторых, плюрализация ценностного сознания молодежи в трансформирующемся обществе обуславливает эмоционально-психологические барьеры в восприятии данных норм как универсальных нравственных императивов; в-третьих, «бездуховная атмосфера» (Т.И. Адуло) общества способствует разрыву между когнитивным усвоением нравственных норм и их практической реализацией у различных групп молодежи. Таким образом, в сфере развития нравственных аспектов культуры прав человека существует значительный социальный резерв, который необходимо привести в действие, чтобы практически реализовать огромный моральный потенциал белорусского народа и каждого гражданина. Ценность прав человека как духовно-нравственного идеала и «гуманизма современной эпохи» (А.Д. Гусев) способна оказать влияние на формирование нравственного сознания людей и детерминацию их поведения в социально-культурном пространстве и поэтому применима в качестве оценочного основания ко всем сферам жизнедеятельности современного белорусского общества. Выявление наиболее существенных причин разрыва меду духовно-нравственными установками и их реализацией на практике позволяет связать изменения, происходящие в жизнедеятельности современного белорусского общества, с возникновением переходных состояний в области ценностных представлений, касающихся самых разных сторон человеческой деятельности. Моральный потенциал современной белорусской молодежи может развиваться как с опорой на созидательные, конструктивные общечеловеческие и национальные ценности, так и на антисоциальные, деструктивные, если вовремя не направить его в русло созидания и толерантности. При этом понимание прав человека как явления мировой культуры и цивилизации в практике белорусского народа, нельзя отрывать от реальных условий нашей действительности, потому что они, как и социальные процессы, подвержены определенной трансформации. Актуальной является помощь молодежи в восприятии выработанных веками общечеловеческих и национальных ценностей, закрепление в ее сознании иммунитета, невосприимчивости ко всем проявлениям аморализма и бездуховной атмосферы.

Несмотря на то, что точка зрения, согласно которой духовно-нравственное развитие в современных условиях связывают с приоритетом религии, является достаточно распространенной, авторская позиция в данном вопросе основана на утверждении о том, что духовно-нравственному развитию на современном этапе более будет способствовать единство многообразия. Необходимо признать, что на современном этапе процессы взаимоотношений религий и политика разных государств в реализации конфессионального взаимодействия свидетельствуют о наличии нетерпимости и дискриминации на основе религии и убеждений. Можно выделить четыре основных фактора возможной и часто встречающейся в общественно-политической практике различных государств дискриминации на основе религии и убеждений: они связаны с личностными заблуждениями людей, неправильным, искаженным пониманием основ вероучений, критическим или неосознанным отрицанием религиозных принципов, что вызывает психологический дискомфорт личности и коллектива. Особо опасным является фактор дискриминации, который проявляется в практике функционирования государства или государственных органов. Дискриминационные принципы в любом обществе могут привести к резкой эскалации социальной напряженности, а в отдельных случаях, при потере контроля со стороны государства и общества, к конфликтам на религиозной почве. Такие суждения и предрассудки, вызывающие перерастание расплывчатых эмоций в обостренные чувства и предопределяющие представления о равенстве между людьми, а также формирование терпимости и уважения к взглядам и чувствам других, являются продуктом социума. Поиск фундаментальных путей консолидации общества, предполагающий нивелирование дискриминации и нетерпимости во всех их проявлениях, предполагает обязательное изменение воззрений людей, и этого можно достигнуть за счет необходимых социальных перемен и духовно-нравственного развития личности и общества. В условиях современных социальных трансформаций приоритет должен отдаваться развитию личности каждого конкретного человека, который является как объектом воздействия различных угроз, так и носителем творческого потенциала, способным осознанно осуществлять выбор, принимать решения и нести за них ответственность. В контексте духовно-нравственного развития очень важным является решение проблемы герметизации жизненного мира в современном обществе, расширение возможностей человека для реализации его морального потенциала в социальной деятельности и создания, таким образом, надежной основы для единства многообразия [7, с. 79].

Ситуация в нашем динамично развивающемся обществе создает широкие возможности для свободной реализации различных преставлений и идей, что вовсе не обеспечивает им одинаковую степень социальной ценности [8, с. 108]. Эта проблема имеет актуальное значение как в теоретико-методологическом, так и в практическом отношении. Права человека, выступая в социальном пространстве как совокупность общечеловеческих духовно-нравственных ценностей, реализуются через духовно-практическую деятельность по освоению общечеловеческого и национального социального опыта, в ходе индивидуального и коллективного развития людей. Данная социальная деятельность связана с реализацией и актуализацией совокупности выработанных устойчивых моральных ориентиров-регулятивов (ценностей, норм, установок и др.) в системе общественных отношений. В системе функционирования духовно-практической деятельности личности и общества огромное значение имеют каналы социальной связи и взаимодействия между сферой духовного опыта и практической деятельностью по его трансформации в систему нравственной культуры как системного единства  нравственного сознания, нравственных отношений и нравственного поведения. К каналам такого свойства целесообразно относить такие виды духовно-практической деятельности как нравственно-воспитательная, идеологическая, религиозная. При этом здесь важную роль играют права человека, политика, образование и воспитание. Права человека как совокупность ценностей и регулятивов индивидуальной и общественной деятельности, представленные в рамках духовной сферы жизни общества, распространяются и утверждаются через социальные институты (государства, семьи, системы образования и воспитания, научные организации, учреждения культуры и т.д.), через институт национальной культуры. В период социальных трансформаций на них влияют идеология и переоценка ценностей.

На современном этапе нравственный идеал справедливого будущего, основанного на силе права, и приоритете прав человека, постоянно воздействует на повседневную жизнь людей и миропонимание современного человека, вносит коррективы в деятельность демократического правового социального государства, ориентирует ее на соответствующие реформы.

Нравственные аспекты в реализации прав человека проявляются, прежде всего, в упорядочении  социальных отношений, обеспечении автономии и свободы личности. Потребность в общепризнанном порядке и справедливости закономерна для любого человеческого общежития. Права человека устанавливают определенные нормы поведения людей, которые не должны нарушаться, чтобы не возникало конфликтов и ущемления прав и свобод других членов общества. Поэтому нравственные аспекты в реализации прав человека выражают всеобщий масштаб и равную меру свободы и ответственности. Права человека как духовно-нравственный феномен отражают жизнь человека в особом качественном состоянии, связанном в утверждении в общественном сознании и практике идеи свободы личности. Они призваны в нормативной форме закреплять духовно-нравственные ценности и социальные достижения человечества в данной области общественного развития. Это специфическое осознание действительности отражается в таких категориях и понятиях, как демократия, социальная справедливость и равенство, право и закон, права и свободы, обязанности и ответственность человека, милосердие, гуманизм, солидарность и т. д.

Их объективирование в общественных явлениях и процессах способствует преодолению произвола, социальной несправедливости, дискриминации людей. Не теряет свою актуальность утверждение французского историка и политического деятеля Алексиса де Токвиля, высказанное им еще 160 лет назад: «Именно понятие о правах, — писал, — позволило людям определить, что есть вседозволенность и произвол. Оно помогает им быть независимыми без высокомерия и подчиняться, не унижаясь… Не может быть ни великих лю­дей, не наделенных добродетелями, ни великих народов, не уважающих прав человека… Можно без преувеличения сказать: искусство жить свободным спо­собно  творить чудеса, но, в то же время нет ничего труднее, чем учиться жить  свободным» [9, с. 31].

Для реализации прав человека большое значение имеет правовая культу­ра как часть общей культуры человека и общества. Она представляет собой со­четание знаний о праве и правах человека, духовно-нравственных установок, определяющих уважительное отношение человека к праву и закону, а также умение и стремление реализовать права человека. Важной составной частью правовой культуры является также понимание того, что права и свободы неразрывно связаны с ответственностью человека перед другими людьми, общест­вом и мировым сообществом за последствия своей деятельности, что раскрывает ее нравственные аспекты. Ценность ответствен­ности еще более очевидно обусловлена необходимостью выполнения людьми своих обязанностей, определенных конституцией и законодательством данной страны и международно-правовыми нормами в области прав человека.

Возрастающее практическое значение проблемы прав человека обуслов­лено также ее непосредственной связью с глобальными проблемами современ­ности и необходимостью их решения в целях сохранения и выживания челове­чества. При этом права человека сами являются важнейшей глобальной про­блемой, воздействующей на другие глобальные проблемы нашего времени.

Все глобальные проблемы, так или иначе, концентрируются на проблеме прав человека – его жизни, использовании созидательных способностей, безопасности, выживании. Они непосредственно связаны с развитием у человека таких нравственных качеств как чувство ответственности, справедливости, милосердия, солидарности, которые формируются у людей в процессе социализации. Обострение социальных проблем, связанных с социальной патологией, свидетельствует о том, что угроза человеческому существованию и развитию личности исходит не только извне. Академик Андрей Сахаров в связи с этим подчеркивал, что в конечном итоге гибель или спасение цивилизации зависит от внутренней духовной жизни людей, их нравственных и ценностных установок. Человечеству, писал он, угрожает упадок личной и государственной морали, проявляющийся в глубоком распаде идеалов права и законности, росте уголовных тенденций, терроризме, распространении алкоголизма и наркомании.

На современном этапе в формировании независимого белорусского государства ориентации на прагматические ценности, направленные на преодоление социально-экономического кризиса, уже недостаточно. Большое значение для обеспечения целостности и стабильности общества и государства имеет приоритет духовно-нравственных принципов в решении стоящих перед ними задач. Необходима масштабная работа по укреплению нравственных основ общества, осуществляемая совместными усилиями государственных и общественных структур. Укрепление нравственных основ общества – важнейшая предпосылка его оздоровления, цивилизованной защиты в нем прав человека. Как положительные, так и отрицательные события показали, что игнорирование прав человека существует наряду с игнорированием нравственных начал в социально-политической жизни общества. И, наоборот, там, где учитываются права человека и критерии нравственности, – налицо прогресс и свободная личность [9, с. 43].


Библиографический список
  1. The Philosophy of Human Rights. Norton E. Winston (Editor).Belmont,California. 1989.
  2. Handbook Resourse and Teaching Material in Conflict Resolution, Education for Human Rights, Peace and Democracy. UNESCO, Paris, 1994.
  3. Евменов, Л.Ф. Международная идеология прав человека: проблемы – решения. Опыт философского исследования / Л.Ф. Евменов. – Минск : Хата, 2000.
  4. Майхрович, А.С. Идеология: сущность, назначение, возможности / А.С. Майхрович. – 2-е изд. – Минск: Право и экономика, 2003.
  5. Позняков, В.В. Духовный кризис и девиантное поведение / В.В. Позняков // Труды первого междунар. конгресса «Демогр. проблемы Беларуси», Минск, 12–20 марта1999 г. / Междунар. акад. экологии [и др.] ; под общ. ред. М.Д. Тявловского. – Минск, 1999. – С. 179.
  6. Динамика ценностных ориентаций молодежи в трансформирующемся обществе / Е.М. Бабосов [и др.] . – Минск : Соврем. слово, 2001.
  7.  Лагуновская, Е.А. Ценности христианства в формировании нравственной культуры современного белорусского общества / Лагуновская Е.А. – Брест: БрГУ имени А.С. Пушкина, 2011.
  8. Винокурова, С.П. Методологические проблемы исследования морали / С.П. Винокурова. – Минск: Минский гос. пед. ин-т, 1992.
  9. Котляр, И.И. Права человека / И.И. Котляр. – 3-е изд. – Минск: Тесей, 2008.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться:
  • Регистрация