Настоящая статья ставит целью рассмотреть этический характер прав человека, представить их как духовно-нравственный идеал, осмыслить и обозначить нравственные аспекты в реализации прав человека в условиях современного белорусского общества.
Идея этического характера прав личности является ведущей для современной философии прав человека. Так, например, в книге «Философия прав человека» говорится, что права человека являются универсальными моральными правами, которые в равной степени принадлежат любому человеческому существу [1, с. 9]. Эти права отличны от юридических прав гражданина, которые признаются и законодательно защищаются государством. В отличие от них моральные права признаются как неотъемлемые права человека. Но от этого они не утрачивают своего универсального характера.
В учебном пособии для учащихся, изданном в ЮНЕСКО, также отмечается, что концепция прав человека является этической по своему характеру. Она развивалась в процессе человеческой истории как результат преодоления негативных явлений, ограничивавших свободу индивида. «Мы можем проследить возникновение этих концепций этической ценности прав человека во всех мировых религиях в качестве основы, которая гармонизирует отношения между индивидами, общностями и группами… Можно сказать, что понятие человеческого достоинства представляет собой этическую ценность, которая также стара, как человечество, и которая развивалась в истории в соответствии с социальными, политическими, экономическими и культурными изменениями» [2, с. 3].
Белорусская национальная культура своими истоками связана с особенностями исторического развития народа, его сознанием и устоявшимися формами совместной жизни, обычаями и духовно-нравственными ценностями, выработанными на протяжении более чем тысячелетней духовно-культурной и общественно-политической истории. Важное место в формировании нравственной культуры современного белорусского общества как составной части национальной культуры принадлежит ценностям христианства.
Христианские ценности являются важнейшим элементом фундамента современной цивилизации; понимание этого представляется крайне важным для Беларуси, страны многоконфессиональной и стремящейся к открытому обществу. На современном этапе христианские ценности рассматриваются как моральное основание либеральных, консервативных и социальных ценностей, практическое воплощение которых представлено в концепции прав человека, принципах свободы личности, взаимопомощи и социальной солидарности. Всеобщую декларацию прав человека называют Библией современного международного правозащитного движения [3, с. 138]. Ценности христианства, воплощенные в социальных принципах свободы и ответственности, положены в основу конституционализма, на который опирается современная открытая цивилизация. Однако, несмотря на то, что христианские ценности послужили основой для современной либеральной концепции прав и свобод человека, необходимо признать наличие в ХХI веке проблемы «двойных стандартов», равно как и приоритетность прав человека по отношению к нравственности, что противоречит христианским ценностям и свидетельствует о глубоком духовном кризисе общества.
Закрепленная в Конституции Республики Беларусь ориентация на принципы социального правового государства есть одновременно юридическое, законодательное оформление такой идеологической модели государственности, которая покоится на гуманистических началах и нацелена на реальное достижение принципа общественного блага и социального развития [4, с. 43]. Утверждение такой государственности неотрывно от формирования духовно-нравственных основ новой общественной системы.
На современном этапе усиление морального нигилизма, поворот к эгоизму и потеря значимости нравственных норм советского периода способствуют возникновению ценностного вакуума и ослаблению роли духовно-нравственных ценностей в регулировании поведения, что может привести к дестабилизации общества. При этом значительная часть молодежи опережает представителей старших возрастов по количеству приверженцев асоциального образа жизни, правонарушений и т.п. [5, с. 179]. В Республике Беларусь реализация права на индивидуальность повлекла за собой негативные последствия для индивидуальной и социальной практики. Необходимо признать реальное противоречивое состояние нравственной культуры современного белорусского общества, наличие в нем антисоциальных и аморальных поведенческих интенций.
В условиях независимого белорусского государства ориентации на прагматические ценности, направленные на преодоление социально-экономического кризиса, уже недостаточно. В поисках путей выхода из кризиса в общественном сознании укореняется идея, что основополагающим средством его преодоления является укрепление нравственных основ общества, совершенствование духовного мира человека. В целом исследование данной проблемы позволяет сделать вывод о том, что только лица, имеющие ярко выраженные положительные черты, способны оказывать прогрессивное влияние на ход событий, поддерживать нравственное здоровье общества. Создание в обществе обстановки соблюдения критерия нравственности, осознания каждым человеком своей свободы и ответственности перед другими участниками совместной деятельности способствует реализации прав человека. С точки зрения практики, понимание членами коллектива уникальности и ценности каждого из них, его права на свободу мнения, и при этом признание ответственности за свои действия на основе добровольного объединения с другими ради общей цели – главное условие активизации творческого потенциала коллектива и его эффективной деятельности. В социальной деятельности права человека артикулируют ценности свободы и ответственности любого члена общности, представленные этическими принципами соблюдения прав другого.
Результаты эмпирических исследований свидетельствуют о репрезентации в сознании белорусской молодежи – социально активной части общества – духовных потребностей, соответствующих нравственным ценностным ориентациям и установкам прав человека. Из предложенных ценностных переменных молодые граждане на 1-е место выносят любовь. Любовь как главное моральное чувство и состояние обуславливает духовно-нравственные цели, мотивы, намерения, установки и ценностные ориентации, является источником формирования гуманистического мировоззрения, высоких гражданских качеств. Одновременно для 100 % опрашиваемых важны хорошие отношения с родными, близкими, коллегами, забота о стариках и детях, а для 97% – уважение к традициям, желание иметь «спокойную совесть» [6, с. 22, 24]. Однако, обладая огромными внутренними ресурсами для самосознания, в реальном процессе социальной коммуникации значительная часть молодежи руководствуется широким диапазоном ценностных ориентаций и установок. Наиболее существенные причины этого связаны с тем, что, во-первых, информированность белорусского народа о правах человека как моральных средствах духовно-нравственной регуляции общественных отношений, явно недостаточна; во-вторых, плюрализация ценностного сознания молодежи в трансформирующемся обществе обуславливает эмоционально-психологические барьеры в восприятии данных норм как универсальных нравственных императивов; в-третьих, «бездуховная атмосфера» (Т.И. Адуло) общества способствует разрыву между когнитивным усвоением нравственных норм и их практической реализацией у различных групп молодежи. Таким образом, в сфере развития нравственных аспектов культуры прав человека существует значительный социальный резерв, который необходимо привести в действие, чтобы практически реализовать огромный моральный потенциал белорусского народа и каждого гражданина. Ценность прав человека как духовно-нравственного идеала и «гуманизма современной эпохи» (А.Д. Гусев) способна оказать влияние на формирование нравственного сознания людей и детерминацию их поведения в социально-культурном пространстве и поэтому применима в качестве оценочного основания ко всем сферам жизнедеятельности современного белорусского общества. Выявление наиболее существенных причин разрыва меду духовно-нравственными установками и их реализацией на практике позволяет связать изменения, происходящие в жизнедеятельности современного белорусского общества, с возникновением переходных состояний в области ценностных представлений, касающихся самых разных сторон человеческой деятельности. Моральный потенциал современной белорусской молодежи может развиваться как с опорой на созидательные, конструктивные общечеловеческие и национальные ценности, так и на антисоциальные, деструктивные, если вовремя не направить его в русло созидания и толерантности. При этом понимание прав человека как явления мировой культуры и цивилизации в практике белорусского народа, нельзя отрывать от реальных условий нашей действительности, потому что они, как и социальные процессы, подвержены определенной трансформации. Актуальной является помощь молодежи в восприятии выработанных веками общечеловеческих и национальных ценностей, закрепление в ее сознании иммунитета, невосприимчивости ко всем проявлениям аморализма и бездуховной атмосферы.
Несмотря на то, что точка зрения, согласно которой духовно-нравственное развитие в современных условиях связывают с приоритетом религии, является достаточно распространенной, авторская позиция в данном вопросе основана на утверждении о том, что духовно-нравственному развитию на современном этапе более будет способствовать единство многообразия. Необходимо признать, что на современном этапе процессы взаимоотношений религий и политика разных государств в реализации конфессионального взаимодействия свидетельствуют о наличии нетерпимости и дискриминации на основе религии и убеждений. Можно выделить четыре основных фактора возможной и часто встречающейся в общественно-политической практике различных государств дискриминации на основе религии и убеждений: они связаны с личностными заблуждениями людей, неправильным, искаженным пониманием основ вероучений, критическим или неосознанным отрицанием религиозных принципов, что вызывает психологический дискомфорт личности и коллектива. Особо опасным является фактор дискриминации, который проявляется в практике функционирования государства или государственных органов. Дискриминационные принципы в любом обществе могут привести к резкой эскалации социальной напряженности, а в отдельных случаях, при потере контроля со стороны государства и общества, к конфликтам на религиозной почве. Такие суждения и предрассудки, вызывающие перерастание расплывчатых эмоций в обостренные чувства и предопределяющие представления о равенстве между людьми, а также формирование терпимости и уважения к взглядам и чувствам других, являются продуктом социума. Поиск фундаментальных путей консолидации общества, предполагающий нивелирование дискриминации и нетерпимости во всех их проявлениях, предполагает обязательное изменение воззрений людей, и этого можно достигнуть за счет необходимых социальных перемен и духовно-нравственного развития личности и общества. В условиях современных социальных трансформаций приоритет должен отдаваться развитию личности каждого конкретного человека, который является как объектом воздействия различных угроз, так и носителем творческого потенциала, способным осознанно осуществлять выбор, принимать решения и нести за них ответственность. В контексте духовно-нравственного развития очень важным является решение проблемы герметизации жизненного мира в современном обществе, расширение возможностей человека для реализации его морального потенциала в социальной деятельности и создания, таким образом, надежной основы для единства многообразия [7, с. 79].
Ситуация в нашем динамично развивающемся обществе создает широкие возможности для свободной реализации различных преставлений и идей, что вовсе не обеспечивает им одинаковую степень социальной ценности [8, с. 108]. Эта проблема имеет актуальное значение как в теоретико-методологическом, так и в практическом отношении. Права человека, выступая в социальном пространстве как совокупность общечеловеческих духовно-нравственных ценностей, реализуются через духовно-практическую деятельность по освоению общечеловеческого и национального социального опыта, в ходе индивидуального и коллективного развития людей. Данная социальная деятельность связана с реализацией и актуализацией совокупности выработанных устойчивых моральных ориентиров-регулятивов (ценностей, норм, установок и др.) в системе общественных отношений. В системе функционирования духовно-практической деятельности личности и общества огромное значение имеют каналы социальной связи и взаимодействия между сферой духовного опыта и практической деятельностью по его трансформации в систему нравственной культуры как системного единства нравственного сознания, нравственных отношений и нравственного поведения. К каналам такого свойства целесообразно относить такие виды духовно-практической деятельности как нравственно-воспитательная, идеологическая, религиозная. При этом здесь важную роль играют права человека, политика, образование и воспитание. Права человека как совокупность ценностей и регулятивов индивидуальной и общественной деятельности, представленные в рамках духовной сферы жизни общества, распространяются и утверждаются через социальные институты (государства, семьи, системы образования и воспитания, научные организации, учреждения культуры и т.д.), через институт национальной культуры. В период социальных трансформаций на них влияют идеология и переоценка ценностей.
На современном этапе нравственный идеал справедливого будущего, основанного на силе права, и приоритете прав человека, постоянно воздействует на повседневную жизнь людей и миропонимание современного человека, вносит коррективы в деятельность демократического правового социального государства, ориентирует ее на соответствующие реформы.
Нравственные аспекты в реализации прав человека проявляются, прежде всего, в упорядочении социальных отношений, обеспечении автономии и свободы личности. Потребность в общепризнанном порядке и справедливости закономерна для любого человеческого общежития. Права человека устанавливают определенные нормы поведения людей, которые не должны нарушаться, чтобы не возникало конфликтов и ущемления прав и свобод других членов общества. Поэтому нравственные аспекты в реализации прав человека выражают всеобщий масштаб и равную меру свободы и ответственности. Права человека как духовно-нравственный феномен отражают жизнь человека в особом качественном состоянии, связанном в утверждении в общественном сознании и практике идеи свободы личности. Они призваны в нормативной форме закреплять духовно-нравственные ценности и социальные достижения человечества в данной области общественного развития. Это специфическое осознание действительности отражается в таких категориях и понятиях, как демократия, социальная справедливость и равенство, право и закон, права и свободы, обязанности и ответственность человека, милосердие, гуманизм, солидарность и т. д.
Их объективирование в общественных явлениях и процессах способствует преодолению произвола, социальной несправедливости, дискриминации людей. Не теряет свою актуальность утверждение французского историка и политического деятеля Алексиса де Токвиля, высказанное им еще 160 лет назад: «Именно понятие о правах, — писал, — позволило людям определить, что есть вседозволенность и произвол. Оно помогает им быть независимыми без высокомерия и подчиняться, не унижаясь… Не может быть ни великих людей, не наделенных добродетелями, ни великих народов, не уважающих прав человека… Можно без преувеличения сказать: искусство жить свободным способно творить чудеса, но, в то же время нет ничего труднее, чем учиться жить свободным» [9, с. 31].
Для реализации прав человека большое значение имеет правовая культура как часть общей культуры человека и общества. Она представляет собой сочетание знаний о праве и правах человека, духовно-нравственных установок, определяющих уважительное отношение человека к праву и закону, а также умение и стремление реализовать права человека. Важной составной частью правовой культуры является также понимание того, что права и свободы неразрывно связаны с ответственностью человека перед другими людьми, обществом и мировым сообществом за последствия своей деятельности, что раскрывает ее нравственные аспекты. Ценность ответственности еще более очевидно обусловлена необходимостью выполнения людьми своих обязанностей, определенных конституцией и законодательством данной страны и международно-правовыми нормами в области прав человека.
Возрастающее практическое значение проблемы прав человека обусловлено также ее непосредственной связью с глобальными проблемами современности и необходимостью их решения в целях сохранения и выживания человечества. При этом права человека сами являются важнейшей глобальной проблемой, воздействующей на другие глобальные проблемы нашего времени.
Все глобальные проблемы, так или иначе, концентрируются на проблеме прав человека – его жизни, использовании созидательных способностей, безопасности, выживании. Они непосредственно связаны с развитием у человека таких нравственных качеств как чувство ответственности, справедливости, милосердия, солидарности, которые формируются у людей в процессе социализации. Обострение социальных проблем, связанных с социальной патологией, свидетельствует о том, что угроза человеческому существованию и развитию личности исходит не только извне. Академик Андрей Сахаров в связи с этим подчеркивал, что в конечном итоге гибель или спасение цивилизации зависит от внутренней духовной жизни людей, их нравственных и ценностных установок. Человечеству, писал он, угрожает упадок личной и государственной морали, проявляющийся в глубоком распаде идеалов права и законности, росте уголовных тенденций, терроризме, распространении алкоголизма и наркомании.
На современном этапе в формировании независимого белорусского государства ориентации на прагматические ценности, направленные на преодоление социально-экономического кризиса, уже недостаточно. Большое значение для обеспечения целостности и стабильности общества и государства имеет приоритет духовно-нравственных принципов в решении стоящих перед ними задач. Необходима масштабная работа по укреплению нравственных основ общества, осуществляемая совместными усилиями государственных и общественных структур. Укрепление нравственных основ общества – важнейшая предпосылка его оздоровления, цивилизованной защиты в нем прав человека. Как положительные, так и отрицательные события показали, что игнорирование прав человека существует наряду с игнорированием нравственных начал в социально-политической жизни общества. И, наоборот, там, где учитываются права человека и критерии нравственности, – налицо прогресс и свободная личность [9, с. 43].
Библиографический список
- The Philosophy of Human Rights. Norton E. Winston (Editor).Belmont,California. 1989.
- Handbook Resourse and Teaching Material in Conflict Resolution, Education for Human Rights, Peace and Democracy. UNESCO, Paris, 1994.
- Евменов, Л.Ф. Международная идеология прав человека: проблемы – решения. Опыт философского исследования / Л.Ф. Евменов. – Минск : Хата, 2000.
- Майхрович, А.С. Идеология: сущность, назначение, возможности / А.С. Майхрович. – 2-е изд. – Минск: Право и экономика, 2003.
- Позняков, В.В. Духовный кризис и девиантное поведение / В.В. Позняков // Труды первого междунар. конгресса «Демогр. проблемы Беларуси», Минск, 12–20 марта1999 г. / Междунар. акад. экологии [и др.] ; под общ. ред. М.Д. Тявловского. – Минск, 1999. – С. 179.
- Динамика ценностных ориентаций молодежи в трансформирующемся обществе / Е.М. Бабосов [и др.] . – Минск : Соврем. слово, 2001.
- Лагуновская, Е.А. Ценности христианства в формировании нравственной культуры современного белорусского общества / Лагуновская Е.А. – Брест: БрГУ имени А.С. Пушкина, 2011.
- Винокурова, С.П. Методологические проблемы исследования морали / С.П. Винокурова. – Минск: Минский гос. пед. ин-т, 1992.
- Котляр, И.И. Права человека / И.И. Котляр. – 3-е изд. – Минск: Тесей, 2008.