КУЛЬТУРА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ САМОРЕАЛИЗАЦИИ КАК ОСНОВОПОЛАГАЮЩИЙ ФАКТОР ИНТЕРНЕТ-КОММУНИКАЦИИ СТУДЕНТОВ

Пинская Маргарита Владимировна
Российский Государственный Социальный Университет филиал в г. Анапе
старший преподаватель кафедры социальной работы и социального права

Аннотация
Настоящая статья посвящена проблемам социализации молодежи в аспекте культуры профессиональной самореализации студентов средствами Интернет-коммуникации. Автор опирается на достижения мысли отечественных и зарубежных ученых и исходит из собственного понимания Интернет-коммуникации как глобального культурного процесса.

Ключевые слова: Интернет, коммуникация, культура, самореализация, субкультура


THE CULTURE OF PROFESSIONAL SELF-REALIZATION AS A BASIC FACTOR OF INTERNET-COMMUNICATION OF STUDENT

Pinskaja Margarita Vladimirovna
Russian State Social University Anapa’s branch
A teacher of social work and social right’s chair

Abstract
This article is devoted to problems of youth socialization in culture aspect of professional self-realization with funds of Internet-communications. The author leans on the thoughtsachievements of domestic and foreign scientists and proceeds from oun understanding of Internet-communication as a global culture process.

Рубрика: Секция 3. Проблемы современного образования

Библиографическая ссылка на статью:
Пинская М.В. Культура профессиональной самореализации как основополагающий фактор Интернет-коммуникации студентов // Культура и образование. – Декабрь 2013. - № 4 [Электронный ресурс]. URL: /2013/12/1199 (дата обращения: 25.12.2013).

Профессиональная самореализация студентов в современном российском обществе – многогранная проблема отечественной высшей школы, связанная с актуальными социальными проблемами, определяющими как современный социально-экономический климат, так и перспективную ситуацию. Современная Россия  стремительно адаптируется в глобальном информационном пространстве: развивает и осваивает новейшие телекоммуникационные технологии, решает проблемы свободы в сфере распространения информации, формирует специфическую законодательную базу, формирует и реализует электронные механизмы социального управления (электронное правительство),  дистанционные формы образования и пр. Одним из серьезных социокультурных факторов, формирующих сегодня культуру профессиональной самореализации студентов, становится Интернет-коммуникация, приобретающая в сфере студенческой субкультуры ведущее значение.

Процесс информатизации общества сопровождается утверждением новой системы ценностей, новых принципов деловой культуры, в том числе культуры профессиональной самореализации. Мы можем утверждать, что на сегодняшний день наиболее общей ценностью студенческой субкультуры является информационная мобильность: не столько накапливаемый объем знаний, умений и навыков, сколько симбиоз технических средств и навыков владения ими, позволяющий в кратчайшее время осуществлять коммуникацию с целью получения прикладных, необходимых именно в данный момент, сведений.

Объект нашего внимания, современная медиакультура студентов, находится на стыке целого комплекса гуманитарных отраслей знания: культурологии, психологии и педагогики, социологии и философии личности, металингвистики и семиологии, теории и истории журналистики. А потому требует особого философско-культурологического подхода, позволяющего обобщать накопленный исследовательский опыт различных дисциплин.

В педагогике и психологии нашей теме близка проблематика личностного развития и самореализации. Проблеме развития личности в образовательной среде современного ВУЗа посвящены исследования А.Г.Асмолова, Г.А.Берулавы, Л.М.Митиной, Л.В.Лидак, А.Б.Орлова, А.Р.Фонарева, И.С. Кон, А.В. Петровского, Э.Эриксон, Р.Бернса, Г.В.Гущиной и др. [12, с. 128].

Процессы, происходящие в обществе под влиянием информационных технологий, с середины прошлого века стали предметом пристального внимания социологов [13]. Концепция информационного общества была сформирована в трудах Ю.Хаяши, И.Масуды, Д.Белла, П.Дракера, М.Постера, М.Кастельс, Т.Стоуньера, Элвина и Хейди Тоффлер [4, с. 55].

В отечественной научной литературе различные аспекты информационного общества затронуты в трудах П.С.Гуревича, О.Н.Вершинской, Ю.Б.Кашлева, А.Д.Елякова, И.Н.Курносова, И.С.Мелюхина, Н.Н.Моисеева, А.И.Ракитова, Г.Л.Смоляна, А.Д.Урсула, Д.С.Черешкина, А.А.Чернова, Е.С.Шершнева и др. [10, с. 43].

Коммуникативные процессы, играющие одну из самых важных ролей в социализации, начиная с середины XX века стали объектом социологического интереса  М.Вебера, Г.Лассуэлла, Г.Маркузе, Р.Мертона, Н.Лумана, М.Маклюэна, С.Теодорсона, Т.З.Адамьянц, П.Бергера, В.П.Конецкэй, Г.Г.Почепцова, А.Г.Соколова, Ю.А.Шерковина, В.Шрамма и др. [13].

Различные аспекты функционирования глобальной компьютерной сети Интернет рассмотрены в исследованиях Ю.Д.Бабаевой, Р.Барта, М.Бэнкса, Ф.И.Гиренюк, Т.М.Дридзе, И.П.Ильина, Т.Х.Керимова, И.Г.Корсунцева, А.Н.Кочетова, М.М.Кузнецова, Н.А.Носова, В.П.Терина, А.Р.Шабалина, У.Эко и др. [13].

Комплексное изучение различных видов онлайновых сообществ, реально существующих в глобальной компьютерной сети с середины 90-х годов, занимает центральное место в работах С.Паринова, Ч.Сэвиджа и других исследователей [9, с. 50].

Ряд прикладных исследований связан с изучением феномена Интернет-зависимости: А.Е.Войкунский, И.Голдберг, Н.В.Дмитриева, Ц.П.Короленко, С.Томпсон, Дж.Сулер, К.Янг и др. [13].

Структура аудитории российского Интернета привлекает внимание отечественных ученых, начиная с 1998 года: Б.З.Докторов, П.К.Залесский, Р.С.Могилевский, A.С.Создателев, Т.Ф.Филиппова и др. [10, с. 43].

Рассмотрение молодежи, как особой социально-демографической группы, определяемой не только возрастными границами, но и специфическим социальным статусом, особенностями сознания и поведения, получило свое отражение в работах А.С.Запесоцкого, А.И.Ковалевой, Т.В.Лисовского, В.А.Лукова, С.И.Левиковой, П.Э.Митева, Ю.Р.Вишневского, Б.А.Ручкина, В.Т.Шапко, Т.Б.Щепанской, И.М.Сотникова, М.Весна и др. [15, с. 5].

Проблемы культуры профессиональной самореализации как части Интернет-коммуникации студентов находятся в сфере проблематики современной медиакультуры и медиаобразования, которой начиная с 90-х годов прошлого века отечественные культурологи, журналисты и педагоги уделяют особое внимание: А.А.Андреев, С.И.Архангельский, Л.М.Баженова, О.А.Баранов, Т.М.Бармашева, Е.А.Бондаренко, А.Я.Быховский, И.В.Вайсфельд, В.А.Возчиков, В.В.Гура, И.А.Донец, М.И.Жабский, Я.Н.Засурский, Н.И.Лубашова, И.С.Левшина, Н.А.Леготина, Н.А.Лепская, З.С.Малобицкая, А.В.Мандель, Е.В.Мирюкина, А.А.Новикова, С.М.Одинцова, С.Н.Пензин, Е.С.Полат, А.Д.Похилько, Н.П.Петрова, М.В.Пинская, В.Л.Полевой, Г.А.Поличко, Н.П.Рыжих, Н.А.Ситникова, Н.Ю.Соколова, Е.А.Столбникова, Ю.Н.Усов, А.В.Федеров, Н.Ф.Хилько, А.В.Шариков, М.В.Шкондин, Е.В.Якушина и многие др.

В целом проблематика медиакультуры в области Интернет-коммуникации в исследованиях различных направлений разработана достаточно широко, что представляет многоаспектную теоретическую и империческую базу для определения специфики предмета нашей работы, специфики части студенческой Интернет-коммуникации, входящей в культуру профессиональной самореализации.

Так И.М.Сотников в своей работе «Дифференциация студенческой субкультуры в современном российском обществе» [15], опираясь, прежде всего, на социологические исследования, проводит структурно-содержательную операционализацию понятия «студенческая субкультура», согласно которой определяет студенческую субкультуру как «корпоративную культуру молодых людей, обучающихся в высшей школе, системообразующим элементом которой является отношение студентов к образованию, закрепленное в их стиле жизни» [15, с. 8].

Под отношением к образованию, контекстуально из данного исследования, следует понимать форму социальной активности (социальной практики) представителей студенческой субкультуры, «в ходе которой субъекты образовательного процесса, используя ресурсы институтов образования и других институтов культуры, в повседневной деятельности воспроизводят, развивают и формируют новые модели образовательных отношений, изменяя и преобразуя тем самым самих себя» [15, с. 10]. Описанную форму социальной активности, опираясь на концепции «габитуса» П.Бурдье и «структурации» Э.Гидденса, Сотников определяет как образовательную практику [15, с. 7].

Основные положения концепции «жизнеспособного поколения» (П.Бабочкин и др.) взяты И.М.Сотниковым для анализа жизненных стратегий (стиля жизни) представителей студенческой субкультуры [15, с. 7]. Именно в рамках жизненных стратегий, по мнению автора, происходит закрепление системообразующего элемента данной субкультуры [15, с. 14].

Опираясь на результаты многочисленных социологических исследований отечественных ученых, И.М.Сотников утверждает, что трансформация старых и появление новых образовательных практик приводит к дифференциации студенческой субкультуры на субкультурные (социокультурные) группы, характеризующиеся различной степенью активности реализуемых ими образовательных практик, различной активностью жизненных стратегий [15, с. 10].

Используя введенные И.М.Сотниковым понятия «студенческая субкультура» [15, с. 8], «образовательная практика» [15, с. 10] и соотнося сделанные им наблюдения с работами других ученых (П.К.Анохин, Г.Беккер, П.Бергер, О.Н.Вершинская, А.Дж. Вилсон, Г.А.Голицин, Л.В.Лидак и др.), мы можем сформулировать ряд положений по нашему исследованию.

  1. Профессиональная самореализация студентов – комплекс наиболее активных образовательных практик студенческой субкультуры, формирующихся и модернизирующихся студентами самостоятельно и направленных на реализацию накопленного ими общекультурного и узкопрофессионального опыта. Под активностью, в данном случае, следует понимать скорость и масштабность преобразований, происходящих в результате образовательной практики.
  2. Культура профессиональной самореализации студентов – ценностно ориентированный комплекс наиболее активных образовательных практик студенческой субкультуры, духовные и материальные условия, а так же результаты их реализации. Культура профессиональной самореализации студентов включает в себя как традиционные, так и нетрадиционные (новые и модернизированные) образовательные практики.
  3. Культура профессиональной самореализации студентов опирается на наиболее активные субкультурные группы (по И.М.Сотникову [15, с. 10]) «идеалистов», «прагматиков» и «карьеристов», которые в своей образовательной практике транслируют и генерируют необходимые для функционирования культурной системы (субсистемы) ценности.
  4. Опираясь на информационную модели системы культуры Г.А.Голицина [6, с. 19] мы можем так же предположить, что студенческая субкультура имеет два вектора интеграции: в национальную культурную систему (опосредовано через систему российской высшей школы и национальные социально-экономические институты) и в межнациональную (глобальную) студенческую субкультуру. Следовательно, отечественная культура профессиональной самореализации студентов так же может иметь два описанных вектора развития: локальный (национальный) и глобальный (межнациональный).
  5. Интернет-коммуникация представляет собой новейшую сферу профессиональной самореализации студентов, в которой происходит трансформация всех традиционных образовательных практик и реализуется инновационный потенциал студенческой субкультуры в плане формирования и развития новейших образовательных практик и культурных ценностей.
  6. Культура профессиональной самореализации как часть Интернет-коммуникации студентов может представлять собой открытую глобальную (межнациональную) платформу развития студенческой субкультуры, а исходя из социальной значимости студенческой субкультуры, и платформу дальнейшего проектирования и развития глобальных культурных процессов.
  7. Характерной чертой студенческой субкультуры сегодня является информационная мобильность: способность в сжатые временные сроки получать и перерабатывать необходимую в данный момент прикладную информацию. Исходя из этого мы можем структурировать студенческую Интернет-коммуникацию в плане профессиональной самореализации из следующих составляющих: 1) электронные словари, энциклопедии и справочники; 2) базы рефератов; 3) электронные библиотеки; 4) социальные сети с открытыми специализированными форумами; 5) специализированные электронные издания; 6) сайты ВУЗов и научных сообществ; 7) электронные кадровые агентства (поиск работы); 8) частные открытые блоги и другие интернет-проекты, включая разработки отдельных ученых и самих студентов; 9) интерактивные научные конференции; 10) электронные ресурсы отечественных и зарубежных фондов государственных и общественных учреждений; 11) новостные электронные агентства и издания.

Практическая значимость нашей работы определяется потребностью осмысления роли глобальной компьютерной сети Интернет в формировании профессиональных качеств и ценностных ориентаций студенческой молодежи и заключается в том, что результаты проведенного анализа представляют интерес в области управления процессом социализации студенческой молодежи. Сформулированные теоретические положения дают возможность:

- субъектам управления различного уровня принимать более эффективные решения при разработке основных направлений молодежной политики, создавая тем самым необходимые предпосылки благополучного развития студенческой молодежи, в том числе более эффективно проводить политику либерализации телекоммуникаций и организации универсального доступа к информационным ресурсам общества;

- преподавателям развивать методики развития профессиональных качеств студентов и применять материалы исследования в качестве дополнительного источника;

- материалы статьи могут стать базовыми при проведении семинаров и конференций для преподавателей и студентов по вопросам использования Интернет-коммуникации в целях развития культуры профессиональной самореализации.


Библиографический список
  1. Анохин, ПК. Узловые вопросы теории функциональных систем [текст] / ПК Анохин. – М, Наука, 1980. – 198 с.
  2. Беккер, Г. Современные социологические теории [текст] / Г Беккер, А Бесков. – М., 1961. – 114 с.
  3. Бергер, П. Понимание современности [текст] / П.Бергер // Социс, 1999. – №7. – С 131.
  4. Вершинская, ОН. Существующие модели построения информационного общества [текст] / ОН Вершинская // Информационное общество, 1999. – № 3. – С 54-68
  5. Вильсон, АДж. Энтропийные методы моделирования сложных систем [текст] / АДж Вильсон. – М, Мир, 1978. – 248 с.
  6. Голицин ГА. Рефлексия и структура системы «Культура» [Текст] / ГА Голицин // Проблемы информационной культуры. – 1997. – №6. –  С 18-33.
  7. Голицын, ГА. Информация и творчество: на пути к интегральной культуре [текст] / ГА Голицын. – М, Русский мир, 1997. – 304 с.
  8. Емельянов-Ярославский, ЛБ. О логической структуре некоторого самоорганизующегося автомата [текст] / БЛ Емельянов-Ярославский // Проблемы адаптивного управления. – Ростов-на-Дону, 1974. – С 120-156.
  9. Корсунцев, ИГ. Философия виртуальной реальности [текст] / ИГ Корсунцев // Виртуальная реальность: Философские и психологические аспекты. – М, 1997. – С 50.
  10. Кочетов, АН. Влияние Интернета на развитие общества [текст] / АН Кочетов // Информационное общество. – 1999. – № 5. – С 43-51.
  11. Лидак, ЛВ, Иванова, ЕЕ. Психологическое сопровождение развития профессиональных намерений студентов вузов в условиях негарантированной занятости. [текст] / ЛВ Лидак, ЕЕ Иванова. – Пятигорск – Минеральные Воды, ПГЛУ, МФ АПУ, 2008. – 139 с.
  12. Лидак, ЛВ, Лютикова ТП. Формирование и развитие информационной культуры будущего специалиста в образовательном процессе вуза: к постановке проблемы исследования [текст] / ЛВ Лидак, ТП Лютикова //  Сборник, Вып 12. – Минеральные Воды, РГУП, 2004. – С 128-134.
  13. Магистерская работа // Интернет-коммуникации как средство формирования ценностных ориентаций Личности студента [Электронный ресурс]. – Электрон. дан. – Туякбасарова, НА БанкРабот.com 2006-2011. – Режим доступа:  http://bankrabot.com/work/work_74724.html  – Загл. с экрана
  14. Самореализация личности в условиях развивающейся образовательной среды вуза. Гущина, Елена Васильевна [Электронный ресурс]. – Электрон. дан. – Электронный каталог дисертаций 2006-2011. – Режим доступа:  http://www.dissland.com/catalog/samorealizatsiya_lichnosti_v_usloviyah_razvivayushchey_obrazovatelnoy_sredi_vuza.html  – Загл. с экрана
  15. Сотников, ИМ. Дифференциация студенческой субкультуры в современном российском обществе [текст]: автореферат диссертации / ИМ Сотников. – Ставрополь, 2009. – 27с.
  16. Эко, У. Отсутствующая структура. Введение в семиологию [текст] / У Эко. – СПб, Петрополис, 1998. – 432 с.
  17. Bell D. The Social Famework of the Information Society / D. Bell. Oxford, 1980. – P. 330
  18. Hovland C.I. Communication and Persuasion: Psychological Studies of Opinion Change / C.I. Hovland, I.L. Janis, H.H. Kelly. New Haven, 1953. – P.64

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться:
  • Регистрация