РАЗВИТИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА

Архипова Ксения Геннадьевна
Костанайский государственный педагогический институт
преподаватель кафедры искусств факультета истории и искусств, магистр педагогики и психологии

Аннотация
В статье рассматривается профессиональная подготовка учителя изобразительного искусства как процесс формирования его профессиональной компетентности на основе интеграции психолого-педагогического и художественно-творческого направлений.

Ключевые слова: изобразительное искусство, педагог, профессиональная компетенция


DEVELOPMENT OF PROFESSIONAL COMPETENCE FUTURE ART TEACHERS

Arhipova Kseniya Gennadievna
Kostanaysky state teacher training college
teacher of chair of arts of faculty of history and arts, master of pedagogics and psychology

Abstract
In article vocational training of the art teacher as process of formation of his professional competence on the basis of integration of the psikhologo-pedagogical and art and creative directions is considered.

Рубрика: Секция 2. Проблемы образования в сфере культуры и искусства

Библиографическая ссылка на статью:
Архипова К.Г. Развитие профессиональной компетентности будущих учителей изобразительного искусства // Культура и образование. – Декабрь 2013. - № 4 [Электронный ресурс]. URL: /2013/12/1178 (дата обращения: 10.12.2013).

Характерные для современного казахстанского общества изменения во всех сферах жизни и деятельности требуют специалиста новой формации. Хорошее владение и знание современными технологиями педагогики и психологии, художественного образования, традиционной народной культуры, личностно-профессиональное развитие в изменчивом социокультурном пространстве – основа профессионального становления современного учителя изобразительного искусства. Следовательно, одной из главных задач художественно-педагогического образования является подготовка целостной, духовно-нравственной, мыслящей, деятельностной личности будущего учителя изобразительного искусства, исполненной ответственности за сохранение национальной культуры, стремящегося реализовать себя в изменяющихся условиях социальных и творческих отношений.

Профессиональная подготовка учителя изобразительного искусства рассматривается как процесс формирования его профессиональной компетентности на основе интеграции психолого-педагогического и художественно-творческого направлений, которая позволяет руководить процессом художественно-творческого развития школьников, а не просто обучать основам изобразительной грамоты.

Профессиональная компетентность учителя изобразительного искусства – это обобщённая характеристика качеств личности педагога-художника, определяющая его способность решать профессиональные задачи и проблемы как художественного, так и педагогического плана, возникающие в профессиональной деятельности, с использованием знаний, профессионального и жизненного опыта, ценностей и наклонностей, творческого опыта.

На сегодняшний день  к подготовке педагогических кадров в направлении  идей повышения качества образования предполагают максимально возможное снижение стихийности в деятельности учителя, ориентацию на перспективное планирование работы, своевременное установление тенденций развития учебно-воспитательного процесса и предвидение его результатов. Современный учитель сегодня должен сам владеть знаниями и умениями осуществления проектировочной деятельности и готовить школьников строить свою жизнь на основе, проектирования: анализировать сложившиеся ситуации, формировать пути разрешения первостепенных проблем, видеть перспективы своей деятельности. Поэтому выдвижение на одно из первых мест в культуре личности педагога проектировочной компетентности вызывает повышенный интерес ученых к исследованию проблемы ее формирования на стадии профессиональной подготовки будущих учителей изобразительного искусства.

Педагогическая подготовка студентов в процессе специального образования подразумевает педагогическую направленность преподавания изобразительного искусства, положительное отношение и интерес к педагогической профессии. Особенностью профессионально-педагогической направленности личности учителя изобразительного искусства является и то, что формирование её происходит в единстве учебно-познавательной и художественно-творческой деятельности. Профессионально-педагогическая направленность, таким образом, выступает в двух значениях: как одна из существенных характеристик личности будущего учителя, отражающая потребностно-мотивационную сферу и как система средств, обеспечивающих ориентацию учебно-воспитательного процесса на формирование готовности к соответствующей деятельности.

Профессиональная, художественно-педагогическая подготовка специалистов в области художественно-педагогического образования – многоплановое, многоаспектное явление, которое требует учёта следующих положений:

Во-первых,  «Система обучения и воспитания художника-педагога должна быть чёткой и научно обоснованной и осуществляться в рамках школы» – считает Н.Н. Ростовцев.  Под «школой» автор имеет  в виду четкую систему и методы преподавания в обучении и воспитании, точность в изложении научно достоверных знаний и передаче проверенного опыта художественной практики. Во-вторых, в процессе обучения на художественно-графическом факультете  будущий учитель изобразительного искусства  должен на профессиональном уровне овладеть педагогическим и художественным мастерством, приобрести умение вести самостоятельную художественно-творческую деятельность в области изобразительного и декоративно-прикладного искусства. В-третьих, в ходе профессиональной подготовки необходимо воспитание у студента желания и умения творчески работать с учениками, формирование системы умений и навыков по организации педагогического процесса на уроках и во  внеклассной деятельности учащихся.

Структура профессионально-педагогической компетентности включает методологический, предметный, психолого-педагогический и методический компоненты (А.И. Мищенко, В.А. Сластение, Н.М. Яковлева и др.), что фактически обеспечивает представление основных направлений процесса ее формирования при подготовке будущих учителей изобразительного искусства. Основа художественной профессиональной готовности будущего учителя изобразительного искусства – художественно-творческое мастерство как освоение профессиональных компетенций в области изобразительного искусства.

Прежде всего, выделим некоторые положении, учет которых обязателен при формировании данного вида компетентности.

  1. Проектировочная компетентность не образуется самостоятельно и требует специальных усилий по ее формированию.
  2. Поскольку знания и умения, входящие в состав проектировочной компетентности не являются статичными, это придает ей динамичность, способность к развитию и изменению.
  3. Процесс формирования проектировочной компетентности предполагает выделение и комплексное обеспечение знаний и умений методологического, предметного, психолого-педагогического и методического характера в области педагогического проектирования.
  4. Исследуемая проблема требует создания соответствующего практическо-ориентированного аппарата оценивания проектировочной компетентности у студентов.

Изменившиеся условия работы требует серьезной подготовки учителей к педагогическому проектированию. При этом проектировочная компетентность предполагает наличие специфических знаний и умений, которые могут быть приобретены, только если такой вид подготовки становится целью академического образования. По мнению Н.О. Яковлевой, рассматривающей проектировочную компетентность как показатель профессионализма педагога [1], формирование данного вида компетентности должно осуществляться по всем направлениям подготовки будущих специалистов: учебному, научно-исследовательскому и воспитательному. Более того, как указывает П.Джарвис «подготовка специалиста должна включать в себя академические дисциплины и дисциплины, связанные с профессиональной практикой. Причем знания должны содержать как профессиональные, так и моральные ценности» [2, с. 35].

Таким образом, проектировочная компетентность помимо специальных знаний и умений в области педагогического проектирования включает особые качества личности педагога.

Проектировочная компетентность как большинство других профессиональных качеств педагога носит многоуровневый характер, т.е. может проявляться на различных качественных ступенях. Так, А.Р. Фонарев выделяет исполнительский (репродуктивное копирование образцов), планировочный (выполнение деятельности сообразно с нечетко выполненной иерархией ее структуры и попыткой вырваться за пределы необходимых исполнительских рамок) и проектировочный (достижение понимания целостного системного строения профессиональной деятельности) уровни деятельности специалиста.

Нужно отметить, что массовая подготовка студентов в условиях их профессионального обучения вряд ли возможна на уровне педагогического творчества, поскольку данный уровень требует систематической педагогической практики. И, тем не менее, в процессе профессионально-педагогической подготовкт необходимо стремиться к достижению высших вершин проектировочной компетентности.

Итак, профессиональная подготовка будущих учителей изобразительного искусства осуществляется в образовательном процессе, основой которого являются психолого-педагогическая и  художественно-творческая подготовки. Результатом является формирование профессиональной компетентности, которая включает художественно-педагогическую направленность, художественно-педагогические компетенции, профессионально-значимые качества будущего учителя изобразительного искусства способного к руководству художественно-творческой деятельностью школьников, а в целом  – к общему развитию личности учащегося.


Библиографический список
  1. Яковлева, Н.О. Теоретико-методологические основы педагогического проектирования: монография / Н.О. Яковлева. – М.: Информационно-издательский центр АТиСО, 2002. – 239с.
  2. Коджаспирова, Г.М. Педагогический словарь : для студентов высш. и ср. пед. учеб. заведений / Г.М. Коджаспирова, А.Ю. Коджаспиров. – М.: Академия, 2000. – 175 с.
  3. Кузьмина Н.В. Методы исследования педагогической деятельности. –Л.,    1970. – 36с.
  4. Выготский, Л.С. Педагогическая психология [Текст]  /Л.С.  Выготский //  – М.: Педагогика, 2007. – 197 с.
  5. Фаер, Э. Ф. Психология профессионального образования [Текст]: учебник для студ. вузов / Э. Ф. Зеер. – М.: Академия, 2009. -384 с.
  6. Ильенков, Э. В. Философия и культура [Текст] / Э. В. Ильенков. – М.: Политиздат, 1991. – 326 с.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться:
  • Регистрация