ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СОВРЕМЕННЫХ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ

Тенева Екатерина Веселиновна
Санкт-Петербургский Государственный Университет, Санкт-Петербургский Государственный Университет Кино и Телевидения
старший преподаватель, доцент кафедры иностранных языков, кандидат филологических наук

Аннотация
Данная статья посвящена вопросу применения современных информационных технологий и их роли в процессе обучения английскому языку. В статье рассматриваются такие компьютерные технологии, использующиеся в образовательных целях, как электронные учебные пособия, виртуальные лаборатории учебников, мультимедийный проектор, компьютерные программы и Интернет-ресурсы.

Ключевые слова: компетенция, компьютерные технологии, обучение английскому языку


USING MODERN INFORMATION TECHNOLOGIES IN ENGLISH LANGUAGE TEACHING

Teneva Ekaterina Veselinovna
Saint Petersburg State University, Saint Petersburg State University of Cinematography and Television
senior lecturer, associate professor of the department of foreign languages, candidate of philology

Abstract
The present article is devoted to the issue of application of modern information technologies and their role in the process of English language teaching. The article deals with computer technologies used for educational purposes, such as electronic textbooks, virtual laboratories of textbooks, an overhead projector, computer programs and online resources.

Рубрика: Секция 3. Проблемы современного образования

Библиографическая ссылка на статью:
Тенева Е.В. Использование современных информационных технологий в процессе обучения английскому языку // Культура и образование. – Декабрь 2013. - № 4 [Электронный ресурс]. URL: /2013/12/1163 (дата обращения: 24.12.2013).

Современное вузовское образование переживает период изменений, связанных преимущественно с внедрением информационных технологий в процесс обучения. Эти изменения влекут за собой не только освоение новых технических средств, но и совершенствование форм и методик преподавания, а также применение новых подходов к обучению [1, c. 3-4].

Основной целью обучения иностранным языкам в неязыковых вузах является овладение коммуникативной компетенцией на иностранном языке, умение применять свои теоретические знания языка на практике и свободно ориентироваться в среде изучаемого языка. Для этого преподавателю необходимо создать такие ситуации общения на занятиях по иностранному языку, которые максимально приближены к реалиям деловой и повседневной жизни и соответствуют индивидуально-психологическим особенностям освоения языка студентами. Достаточно успешно справиться с этой целью помогает применение инновационных компьютерных технологий.

Важной характеристикой современных компьютерных технологий является их интерактивность [2, c.10].  Воздействие направлено от автора (преподавателя) к получателю информации (студенту), при этом получатель (студент) не пассивен, он, в свою очередь влияет на автора (преподавателя). Это влияние осуществляется не только возможностью в любой момент переключить кнопку или уйти на другой сайт, это и возможность непосредственного вмешательства, вопроса, комментария со стороны получателя информации (студента).

Хотелось бы остановиться на рассмотрении некоторых компьютерных технологий, которые способствуют преодолению психологического барьера в использовании изучаемого языка, развитию межкультурной компетенции и таких языковых факторов, повышающих эффективность обучения общению на иностранном языке, как коммуникативность и интерактивность. Данные технологии, используемые мной на занятиях по английскому языку, включают в себя электронные учебные пособия, электронные лаборатории, мультимедийный проектор, программное обеспечение и учебные Интернет-ресурсы.

Электронные учебные пособия (ЭУП) по английскому языку являются одной из самых удобных и успешных компьютерных инноваций. Так, например, среди достоинств ЭУП, используемых мной на занятиях, является их мобильность (возможность доступа в текстовом и электронном виде), соответствие уровню развития современных научных знаний, а также постоянное обновление информационного материала. В ЭУП содержатся разделы с дополнительными упражнениями для тренировки и закрепления лексико-грамматического материала, газетные статьи из современной британской «качественной» прессы для расширения знаний по профессиональным темам, освещающим не только локальные, но и глобальные проблемы человечества. Кроме того, при помощи ЭУП студенты имеют возможность самостоятельно контролировать полученные ими знания и видеть свои объективные результаты – проходить компьютерное тестирование в рамках каждого раздела или темы. На своих занятиях я использую ЭУП с дополнительными видеоматериалами и заданиями по изучаемым темам. К ним относятся видеоматериалы учебника “Market Leader” к курсу делового английского языка (business English) и серия видеоуроков “Life”, охватывающая разные темы по курсу общего английского языка (general English). Аутентичные видеоматериалы способствуют расширению кругозора учащихся и снятию психологического барьера при общении с носителями языка, а также дают возможность познакомиться с английской культурой более непосредственно в их повседневной жизни.

Виртуальные лаборатории представляют собой универсальную систему обучения английскому языку и помощи в работе преподавателя. Применение электронных лабораторий издательства Longman “MyEnglishLab” [3], в том числе “MyAcademicConnectionsLab”, “MyLanguageLeaderLab”, как на занятиях, так и во внеаудиторное время, позволяет развивать у учащихся одновременно несколько навыков английского языка – чтение, письмо и аудирование. В используемой мной на занятиях электронной лаборатории “MyLanguageLeaderLab” к учебнику “Language Leader” в перечне заданий, предложенных студентам по каждому из разделов учебника, имеются диктанты, тестирования, аудио- и видеоматериалы, тексты для чтения и анализа, лексико-грамматические упражнения. Кроме того, лаборатория экономит время преподавателя и студента благодаря  возможности моментальной компьютерной проверки домашних заданий и составления «рейтинга» успеваемости учащихся [4, c. 317]. Таким образом, применение электронных лабораторий имеет ряд ценных преимуществ, включающих экономию времени в учебном процессе, возможность интерактивного (дистанционного) общения со студентами, компьютерной и индивидуальной проверки выполнения домашних заданий, создания дополнительных домашних заданий по каждому занятию.

Мультимедийный проектор имеет также массу преимуществ на занятиях по английскому языку: он позволяет сократить количество раздаточного материала, сэкономить время, которое обычно тратится на представление материала на обычной доске, упрощает работу с таблицами, схемами и презентациями по ключевым лексическим и грамматическим темам, а также дает возможность смотреть видеофильмы, с помощью которых можно узнать как можно больше о стране и культуре изучаемого языка.

Зачастую на занятиях по английскому языку я предлагаю студентам сделать небольшие устные презентации и доклады по интересующим их профессиональным темам с использованием компьютерных программ. Такие программы, как, например, Power Point и Microsoft Office, позволяют развивать навыки самостоятельной, творческой и исследовательской работы студентов, повышают мотивацию к изучению английского языка, а также реализуют индивидуальный подход к каждому студенту. Иллюстративный и текстовый материал, содержащийся в компьютерных презентациях, помогает студентам легче воспринять и запомнить устную информацию, сообщаемую докладчиком.

Использование учебных Интернет-ресурсов на занятиях очень удобно, плодотворно и перспективно. Процесс обучения становится более привлекательным для учащихся, так как они получают неограниченный доступ к более «свежим» и интересным страноведческим материалам, выгодно отличающимся от устаревших текстов в учебнике. Так, на занятиях по грамматике и переводу с английского языка, помимо основного материала, в целях экономии времени, расширения и закрепления знаний я даю студентам ссылки на интернет сайты, где студенты могут самостоятельно выполнить дополнительные задания по разным уровням сложности, найти альтернативные, более доступные и сжатые объяснения пройденного грамматического материала и пройти онлайн-тестирование, а также ссылки на сайты онлайн словарей.

На мой взгляд, главным преимуществом применения данных компьютерных технологий по сравнению с традиционными методами обучения является сочетание аудио- и видеонаглядности, необходимой для успешного и эффективного восприятия и запоминания учебного материала, в экономии учебного времени, а также в возможности учащихся самостоятельно ознакомиться с аутентичными материалами, отражающими особенности современных реалий английского языка.

В целом необходимо подчеркнуть, что использование новых компьютерных технологий в сфере обучения английскому языку позволяет создать уникальную обучающую среду, в которой, с одной стороны, активизируется деятельность каждого студента в процессе обучения (составление докладов, подготовка презентаций и т.п.), а с другой, создаются ситуации для коллективной деятельности студентов (просмотр видеофильмов, прослушивание аудиозаписей и т.п.), проявляется их творческая активность и индивидуально-личностные особенности. При помощи применения Интернет-ресурсов студенты постепенно приобщаются и к исследовательской деятельности, формируя навыки ориентирования в огромном информационном пространстве и самостоятельного принятия решений, что является основной задачей обучения не только английскому языку, но и любому предмету в сфере высшего образования.


Библиографический список
  1. Инновационные технологии в образовании. Под ред. Абылгазиева И.И., Ильина И.В. Вып. № 2. М.: МАКС Пресс, 2011. 141 с.
  2. English for IT specialists: Student’s book. Под ред. Стишковой Л.И., Андреевой Т.В., Николаевой Е.Е., Шауб Н.В.  СПб: МБИ, 2011. с.5-34.
  3. My English Lab. URL: http://www.myenglishlab.com (дата обращения: 18.11.2013)
  4. Актуальные проблемы экономики и новые технологии преподавания (Смирновские чтения): Материалы XII международной научно-практической конференции (22 марта 2013 г., Санкт-Петербург). СПб.: Изд-во МБИ, 2013. с.315-348.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться:
  • Регистрация