МУЛЬТИПЛИКАЦИЯ КАК ВИД ДЕТСКОГО ТВОРЧЕСТВА

Шаханская Анастасия Юрьевна
Таганрогский государственный педагогический институт имени А. П. Чехова
аспирант кафедры социокультурного развития личности

Аннотация
Экранные искусства – неотъемлемая часть нашей жизни. Вопрос решения педагогических задач средствами мультипликации на сегодняшний день весьма актуален. В статье рассмотрена внеурочная деятельность школьников на материале мультипликации.

Ключевые слова: дети, кружок, медиаобразование, мультипликация


ANIMATION AS A KIND OF CHILDREN'S CREATIVITY

Chahanskaja Anastiasia Urievna
A. Chekhov Taganrog state pedagogical institute
postgraduate student

Abstract
Screen arts is an integral part of our life. The issue of solving pedagogical problems with animation, today is a very relevant. The article considers the after-hour activity of students on the material of the animation.

Рубрика: Секция 5. Теория и история искусств

Библиографическая ссылка на статью:
Шаханская А.Ю. Мультипликация как вид детского творчества // Культура и образование. – Декабрь 2013. - № 4 [Электронный ресурс]. URL: /2013/12/1161 (дата обращения: 25.12.2013).

В современном мире формирование культуры медиапользования и информационной культуры школьников становиться настоятельной необходимостью. На решение такого рода задач направлено медиаобразование – специальное педагогическое направление. Исследованиями в этой области занимаются Л.М. Баженова, Ю.Н. Усов, А.В. Федоров и другие. Медиаобразование сегодня становиться все более значимым, а информационные технологии открывают новые возможности в образовательной среде. Сегодня существует множество подходов к развитию творческих способностей и развития медиакомпетентности учащихся. Вопрос решения педагогических задач средствами мультипликации – актуальная проблема сегодняшнего дня. Мультипликация (от лат. multiplication – умножение, увеличение, возрастание, размножение) или анимация (от фр. animation – оживление, одушевление) как вид современного искусства в детстве очень востребован.

Мультипликационный фильм вводит ребенка в особое эмоциональное состояние, дарит ему возможность эмоционально контактировать с персонажами данного медиапроизведения, в чем ребёнок в силу своего возраста остро нуждается.

Однако медиаинформация, содержащаяся в мультипликационном кино, при неконтролируемом со стороны взрослых потреблении, негативно сказывается на физическом и психическом здоровье современных детей. Несомненно, современные мультфильмы носят все более развлекательный характер, некоторые из них даже сложно назвать детскими, т. к. они могут содержать в себе и грубую лексику, и сцены насилия, и модели асоциального поведения, что может негативно влиять на ребенка. В этом случае, особенно в отсутствие пояснений и комментариев взрослых, нравственно-эстетическое пространство мультфильмов, через которые ребенок усваивает нормы поведения, может стать для него опасным. Поэтому становится актуальной необходимость учить ребенка анализировать и обобщать увиденное, критически относиться к информации, размышлять.

Мультипликация начала зарождаться еще до нашей эры, на ход ее развития повлияло множество стран, каждая из которых сделала свой вклад в развитие анимации. Анимация претерпевала множество изменений, ступеней в своем совершенствовании как по технологиям разработки, так и по стилистике и жанрам. И чем дальше движется технологический прогресс, тем ярче, зрелищнее становятся мультфильмы.

Анимация, с глубинным смыслом и высоким уровнем художественного исполнения, сегодня, к сожалению, пользуется меньшей популярностью у родителей и детей. Также хотелось бы отметить влияние массового искусства на содержание рынка анимации. На сегодняшний день большое количество мультфильмов можно отнести к массовому искусству, чьи сюжеты в своем большинстве выполнены в стиле «экшн», где главной задачей становится развлечение зрителя без особых его интеллектуальных затрат и внутренней работы над собой.

Несмотря на это, в настоящий момент, как и на протяжении всего прошлого века, педагоги-энтузиасты и ученые проявляли немалый интерес к педагогическому потенциалу кинематографа и мультипликации в частности [Баженова, 2011; Усов, 1978; Хилько, 2005 и др.].

Мультипликация как вид детского творчества существует уже достаточно давно, как в нашей стране, так и во многих странах мира. «С 1979 года, когда в Париже прошел международный симпозиум «Мультипликационное кино – педагогика будущего?», вопрос о педагогических возможностях мультипликации официально был вынесен для обсуждения на различного уровня педагогических и профессиональных симпозиумах» [Ищук, 2007, с.13].

Проводимые на различных уровнях смотры, конкурсы, фестивали по этому увлекательному виду деятельности вызывают большой интерес детей и взрослых. Особенно это касается педагогов, людей, заинтересованных не только в конечном результате детского творчества – фильмах, но и в проявлении и выражении творческих способностей детей. Так, на фестивали: «Жар-птица», «Петербургский экран», «Бумеранг», ежегодно приезжают десятки детских мультстудий из России и других стран.

Одна из старейших детских анимационных школ – «Škola Animiranog Filma» существует с 1975 года в Чаковце (Хорватия). Программы данной школы направлены на развитие у детей в возрасте от 8 до 12 лет воображения, упорства и умения сотрудничать. Эдо Лукман был главой школы с момента ее основания 28 февраля 1975. С тех пор было создано более ста анимационных короткометражных фильмов. SAF является активным участником и организатором многих анимационных фестивалей и семинаров.

С 2008 г. начала свою работу Детская анимационная студия «Pochemuchka» в Торонто (Канада). Здесь учащимся предлагают разбирать сюжеты мультфильмов, поступки и характеры героев, использовать увиденные технические приемы в своих работах для улучшения выразительности. Как правило, для мультфильмов выбирается техника перекладки, предметная анимация, а также анимация с сыпучими материалами, рисование под камерой и пластилиновая анимация. Компьютеры в студии используются только в процессе монтажа.

В последнее десятилетие авторская детская мультипликация получила большое распространение и в России. В плане детской анимации интересен г. Новосибирск, сейчас в нем существует сразу несколько анимационных студий. А основоположником всего стала детская киностудия «Поиск», которая отметила в 2004 году свое 30-летие. Особенности методики мультстудии «Поиск» – работа в разновозрастных группах, предполагающих творческое развитие детей средствами анимации, используя формы коллективной творческой деятельности (совместное написание сценария, подготовка иллюстрации, озвучивание и съемка). При этом развиваются благоприятные доверительные взаимоотношения, дети получают для себя занятия по способностям [Хилько, 2005, с. 12].

Центры детского и юношеского экранного творчества, созданные еще в 1980-е годы и позднее в г. Днепропетровске, действуют на основе комплексных методик полихудожественного воспитания, приоритетным в котором является экранное творчество, нравственно-эстетическое развитие через литературу, изобразительное творчество, театрализацию. Пробуждение комплекса творческих способностей, проходящее в данных центрах, трудно переоценить. Особое значение приобретает разнохарактерный вид комплексного общения и виртуальный характер творчества как особого рода культурной деятельности.

Для изучения и внедрения в практику начального образования средств анимации в Ярославском педагогическом колледже разработана специализация «Художественный труд с основами анимации», которая включает в себя несколько разделов. «За основу работы над созданием программы курса выбраны цели комплексного эстетического и профессионального развития студентов, которые предусматривают возможность приобретения будущими педагогами начального практического опыта в освоении различных видов деятельности» [Ищук, 2007, с. 27].

Мультипликация сегодня явление распространенное и применяется в разных областях нашей жизни: реклама, интернет, игры, презентации и т.д. В образовании мультипликация иногда используется как способ интегрированного образования или освоения технических средств. Как самостоятельное детское творчество используется во внеурочной, кружковой работе, где также, можно использовать ее возможности. На сегодняшний день, несмотря на существование множества мультипликационных студий для детей по всей стране, в силу ряда причин, педагогический потенциал мультипликации реализуется не в полной мере. Лишь немногие кружки предлагают своим воспитанникам широкий спектр разнонаправленных творческих заданий, чаще всего это лишь практическая деятельность, направленная на освоение технических приемов работы над мультфильмом.


Библиографический список
  1. Баженова Л. М. Искусство экрана в художественно творческом развитии детей. 1-4 классы: методическое пособие. Программы. М.: Русское слово – учебник. 2011. 176 с.
  2. Усов Ю.Н. Искусство кино в эстетическом воспитании школьников // Искусство в эстетическом воспитании детей различных возрастных групп. М.: НИИ Общей педагогики АПН СССР, 1978. С.53-59.
  3. Хилько Н.Ф. Экспериментальная реализация культурно-экологических программ в экранном творчестве. Омск: Сиб. филиал Рос. ин-та культурологи. 2005. 54 с.
  4. Ищук В.В. Анимация как средство решения педагогических задач.  М., 2007.  59 с.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться:
  • Регистрация