ОРГАНИЗАЦИОННО – ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ АКТИВИЗАЦИИ САМОРЕАЛИЗАЦИИ УЧАСТНИКОВ ХОРЕОГРАФИЧЕСКИХ КОЛЛЕКТИВОВ В УЧРЕЖДЕНИЯХ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Мельникова Екатерина Павловна
Московский государственный университет культуры и искусства
Преподаватель кафедры классического танца, аспирант

Аннотация
В статье рассматриваются организационно-педагогические условия в процессе активизации самореализации участников хореографических коллективов в учреждениях дополнительного образования.

Ключевые слова: активизация самореализация личности, возрастные особенности, организационно-педагогические условия, педагогическое руководство, учреждения дополнительного образования детей, хореографический коллектив


THE ORGANIZATION AND PEDAGOGICAL CONDITIONS IN THE REVITALIZATION OF SELF-REALIZATION PARTICIPANTS CHOREOGRAPHIC COLLECTIVE ADDITIONAL EDUCATION

Мelnikova Ekaterina Pavlovna
Moscow State University of Culture and Arts
teacher of classical dance, рostgraduate

Abstract
This article tells us about organization and pedagogical conditions in the revitalization process of self-realization participants choreographic collective additional education.

Рубрика: Секция 2. Проблемы образования в сфере культуры и искусства

Библиографическая ссылка на статью:
Мельникова Е.П. Организационно – педагогические условия активизации самореализации участников хореографических коллективов в учреждениях дополнительного образования // Культура и образование. – Декабрь 2013. - № 4 [Электронный ресурс]. URL: /2013/12/1160 (дата обращения: 06.12.2013).

Развитие творческих качеств личности, а также создание условий для  ее самоопределения и самореализации – одна из задач, поставленных новым Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» 01.09.2013г. В «Концепции развития художественного образования в Российской Федерации», центральной стала мысль о переходе педагогической науки на новый этап развития, от экстенсивных к интенсивным методам обучения, от информационно – объяснительных технологий к личностно-деятельностным, формирующим и развивающим широкий спектр личностных качеств, в том числе и творческих, участников учреждений дополнительного образования детей.

Феномен активизации самореализации личности в силу сложности, многоаспектности содержания потребовал всестороннего анализа многочисленных источников научной литературы в области философии, психологии и педагогики социокультурной деятельности, с целью выявления его сущности, роли в становлении и развитии подрастающей личности, а также в определении путей овладения инновационными технологиями деятельности учреждений  дополнительного образования, способствующих решению этой задачи.

В настоящее время сложилась определенная система взглядов и подходов в определении понятия интеграции в педагогическом процессе, раскрывающая различные аспекты его содержания. В педагогике под интеграцией понимается высшая форма выражения единства целей, принципов и содержания организации процесса обучения и воспитания, результатом функционирования которых является формирование и развитие у учащихся качественно новой целостной системы знаний, умений и навыков. Всестороннее изучение проблемы интеграции в образовании подтвердило ее значимость и положительное влияние на педагогический процесс, выразившийся в стремлении развития современной личности, обладающей системным мышлением, способностью к осознанному анализу своей деятельности, самостоятельным действиям, а также приобретению новых знаний,  умений и навыков.

Первую попытку обосновать необходимость  процесса интеграции в педагогике предпринял ученый И.Ф. Гербард. Интеграция в образовании рассматривалась как необходимость, проявившаяся в желании отразить взаимосвязи реального мира в учебном процессе, соединить изучаемые предметы и явления в единую неразрывную цепь, что, в свою очередь, должно было обеспечить гармоничное развитие личности. В отечественной педагогике вопросами интеграции занимались такие ученые, как В.Я. Стоюнин, Н.В. Бунаков, В.И. Водовозов,  Б.Г. Ананьев и др. Они полагали, что интеграция в процессе обучения предполагает осмысление системы и логики предмета и связей, которые существуют между отдельными темами и вопросами. Педагогический аспект интеграции нашел отражение в исследованиях В.С. Безруковой, Г.М. Доброва, В.М. Максимовой, О.М. Сичивицы и др.

Интеграция организационно – педагогических условий находится в прямой зависимости от процесса, состоящего из взаимопроникающих компонентов деятельности учреждений дополнительного образования: организации и педагогики.

Деятельность хореографических коллективов в учреждениях дополнительного образования выступает как социальная организация, предоставляющая  возможность для свободного и творческого проявления участников в определенных организационно – педагогических условиях, объективно способствующих активизации самореализации личности.    Образовательный процесс в хореографических коллективах есть интеграция процессов обучения и воспитания, в результате которых личность участника получает наибольшее развитие всех ее свойств, в том числе и творческих.

Обращаясь к опыту крупнейших педагогов – хореографов, таких как Р.В. Захаров, Л.М. Лавровский, Н.И. Тарасов, М.Т. Семенова, М.В. Васильева – Рождественская, Т.С. Ткаченко, В.Д. Тихомиров, А.А. Лапаури,  в котором отчетливо прослеживается акцент на первичность творческого развития личности по отношению к развитию техники, позволяет нам  определить их педагогическую деятельность как предвосхищающую, как развивающее обучение. Активизация самореализации личности участников хореографических коллективов  в процессе освоения техники исполнения и качество исполнения взаимосвязаны. Активизация самореализации участников в деятельности хореографических коллективов осуществляется прежде всего на материале и средствами хореографического искусства, предполагая выработку у них способности к переносу полученных знаний, умений и навыков в новые ситуации своей деятельности, умение творчески применять их в коллективе и вне его. Обладая знаниями, умениями и навыками, полученными в результате занятий хореографическим искусством, участники могут направить их как на познание других дисциплин, так и на реализацию других форм деятельности.

Результативность активизации самореализации участников хореографических коллективов  учреждении дополнительного образования находится в прямой зависимости от интеграции организационных и педагогических условий, которые в первую очередь, опираются на возрастные особенности реализации мотивации участников на приобретение новых знаний, умений и навыков. Наличие гуманистически ориентированной творческой среды, обеспечивающей осуществление целенаправленной педагогической поддержки в развитии творческого потенциала участников, возможность самоуправления с элементами включенности актива, позволяют эффективнее реализовать участникам свои индивидуальные интересы и получить определенные знания, умения и навыки. Объем, глубина и прочность знаний, умений и навыков  определяют успех в активизации самореализации участников хореографических коллективов. Их формирование и развитие составляет важнейшую часть учебно-воспитательного процесса, в котором значительное место занимают содержание хореографии, механизм составных элементов хореографического мастерства. В процессе опытно – экспериментальной работы практическое обучение начиналось с разъяснения заданий, правил, которые представляли собой систему требований определенных практических действий. Осознание участниками этих разъяснений, заданий, требований – непременное условие их продвижения в обучении, формирования знаний, умений и навыков.

Для процесса активизации самореализации участников хореографических коллективов особенно важен тот факт, что каждое действие не только реализует сложившиеся ранее в каждой возрастной группе знания, умения и навыки, но и обеспечивает их возникновение, закрепление и совершенствование. Здесь проявляется одна из важнейших закономерностей, состоящая в том, что деятельность участника является источником и средством развития его общеэстетических, собственно хореографических и творческих знаний, умений и навыков. Повторение в одной и той же последовательности хореографических упражнений участником (хореографический экзерсис), приводит к образованию своеобразной интеграции отдельных законченных навыков, актов творческой деятельности в один целостный акт.

В процессе внедрения инновационной образовательной программы   участникам осваивали технологии исполнения различных танцевальных движений и хореографических упражнений, комбинаций, запоминание их последовательности. Все это требовало от участников каждой возрастной группы значительных усилий, поскольку, чем сложнее хореографический материал, тем сложнее вырабатываемое умение. Каждое задание, упражнение, несло в себе определенную целевую установку, описание и комментарий. Овладение хореографическими упражнениями – процесс длительный и сложный, но вместе с тем, это процесс творческий. Испытав радость от того, что получается, участник открывал в себе новые резервы, импульсы, ведущие к проявлению и активизации самореализации личности. Согласно данным тестирования, у участников экспериментальной группы показатели активности и восприятия учебного материала значительно увеличились, повысился уровень владения коммуникативно-речевыми умениями, в то время, как в контрольной группе эти показатели значительно не изменились.

Интеграция организационно-педагогических условий позволила участникам не только овладеть искусством танца, улучшить физическое состояние своего тела, но и приобрести культуру поведения, общеэстетическое развитие. Избранный подход позволил получить необходимый и достаточный набор организационных и педагогических условий для реализации процесса активизации самореализации участников хореографических коллективов в учреждении дополнительного образования детей.

На основании полученных экспериментальных данных, установлено, что важным фактором эффективности активизации самореализации участников хореографических коллективов, выступает профессиональная компетенция педагогов, руководителей хореографических коллективов. Педагогическое руководство представляет собой целостную педагогическую организованную структуру, направленную на целенаправленную активизацию самореализации участников хореографических коллективов, а также регуляцию творческой, воспитательной, коммуникативной и организационной деятельности участников, обеспечивающую самосовершенствование личности. Педагогу хореографического коллектива в условиях дополнительного образования, опираясь на ведущие концепции личностно-ориентированного, деятельностного, технологического подходов следует выстраивать систему учебно-воспитательного процесса включающего общеэстетическое, собственно хореографическое и творческое развитие участников хореографического коллектива, руководствуясь дидактическими принципами отбора методов, форм и средств, обеспечивающих процессуально – содержательный контекст активизации самореализации участников хореографического коллектива.

Эффективность интеграции организационно-педагогических условий в процессе активизации самореализации участников проявляется в модернизации учебно-творческого процесса хореографических коллективов, связанного с освоением художественных умений и навыков, которые обеспечиваются системообразующим базовым состоянием обучения, позволяющим одновременно осуществлять специальную хореографическую подготовку, а  также потребности к самореализации и развивать общую познавательную культуру. Таким образом, интеграция организационно-педагогических условий способствует эффективной активизации самореализации участников хореографических коллективов, обеспечивает целостность учебно-воспитательного процесса, последовательность и преемственность всех структурных компонентов образовательного процесса.


Библиографический список
  1. Андреев В.И. Педагогика творческого саморазвития. Инновационный курс. Книга 1. – Казань: 1996. – 567 с.
  2. Беспалько В.П. Педагогика и прогрессивные технологии обучения. – М.:1995. – 190с.
  3. Возрастная и педагогическая психология: Детство, отрочество, юность – М.: Академия, – 2000г. – 624с.
  4. Галажинский Э.В. Психологические основания изучения полноты и качества процессов самореализации личности // Сибирский психологический журнал. – 2006.- № 24. – С. 70 – 76.
  5. Жаркова Л.С. Организация деятельности учреждений культуры: Учебник для студентов вузов культуры и искусств.- М.: Издательский дом МГУКИ, 2010.- 330с.
  6. Уральская В.И. Эстетическое воспитание средствами хореографического искусства в условиях художественной самодеятельности. НИИК. Сборник научных трудов №141- М.: 1982. -112 с.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться:
  • Регистрация