ДЕФОРМАЦИЯ КУЛЬТУРНОГО БАЗИСА

Зинин Сергей Михайлович
Ульяновское училище культуры
Студент

Аннотация
В статье рассматриваются причины и пути решения социальных и культурных проблем. Проведённый анализ подтверждает, что благосостояние социума определяется культурным базисом, его укрепление – одна из важных задач государства, цель развития всех его институтов, в том числе института денег.

Ключевые слова: институт денег, категорические императивы, культурный базис, рост профессионального мастерства, социальная ответственность, фетишизм социальных ценностей


DEFORMATION OF THE CULTURAL BASIS

Zinin Sergey Michaylovith
Ulyanovkiy college of culture
Student

Abstract
The article considers the causes and solutions to the social and cultural issues. The analysis in the article confirms, that the well-being of society is determined by the cultural basis, strengthen its - one of the most important tasks of the government, the purpose of the development of all its public institutions, including institute of money.

Рубрика: Секция 1. Актуальные проблемы культуры и общества

Библиографическая ссылка на статью:
Зинин С.М. Деформация культурного базиса // Культура и образование. – Декабрь 2013. - № 4 [Электронный ресурс]. URL: /2013/12/1159 (дата обращения: 06.12.2013).

Культура – это базис общества, основа  его консолидации. Государство это не только армия и налоги, «государство есть..соединение многих людей, связанных между собой согласием в вопросах права и общностью интересов» [1]. Любая из сфер жизнедеятельности должна быть агрегирована с культурой. Инвестирование в основной капитал обеспечивает экономический потенциал на десятки лет, инвестиции в культуру гарантируют развитие общества на века. По состоянию на 1 января 2012г. финансирование культуры по бюджетам субъектов РФ на душу населения в среднем составляло 49,7 тыс. руб., а во многих регионах немного более 50% этой величины [2].

Семантика слова «культура» подразумевает эволюционное развитие, «это слово отображает исторический переход человечества от сельской жизни к городской, от свиноводства к Пикассо, от возделывания земли к расщеплению атома» [3, c. 9].

Уровень культуры и её массовость – системные параметры развития общества.  Массовость культуры не означает «революционное» разрушение накопленных культурных достижений и охлократию, а предполагает наличие высокого уровня культуры всего населения государства.

Культура воспроизводится не как товар, а тем более товар широкого потребления. Она ориентируется не на обывательское и обыденное, а исключительное и выдающееся, на «человечность идеального рода». Культура «…указывает на облагороженную жизнь, к которой должно стремиться общество» [3, c. 98].

Умственные и физические возможности людей  находятся в определённых пределах или предельная полезность любого из членов общества примерно одинакова. Исключительное и выдающееся единично, так как немногие могут вырваться за пределы среднестатистического. Только оценивая выше редкое, общество может обеспечить стабильный тренд роста.

Успешный человек – это человек, нашедший свою профессиональную пригодность, и профессиональная пригодность которого получает адекватную стоимостную оценку общества. Рост профессионального мастерства – основа «национальной идеи», катализатор развития общества. И уравнительная оценка трудовой деятельности,  и рост выплат без увеличения добавленной стоимости, вне зависимости от эффекта общественно-полезной деятельности, не стимулируют повышение профессиональных достижений. В обоих случаях обмен заменяется распределением, основной сферой доступности экономических благ становится перераспределение, что искажает весь спектр отношений общества. В 2012 г. по сравнению с 2003 г. индекс среднемесячной начисленной заработной платы работников организаций составил 4,8 [4], а  индекс производительности труда за этот же период 1,5 [5]. Другими словами,  принципы признания труда обществом не способствуют тому, что «каждый из нас сам по себе может с легкостью и изяществом проявить свою личность в самых различных жизненных условиях» [6]. Развитие государства, как писал Адам Смит, находится в прямой зависимости от искусства, умения и сообразительности его граждан [7]. Система выявления, поддержки и оценки способностей во все периоды жизни человека, аналогичная элективным курсам в школе – основа построения культурного базиса. Но в условиях, когда происходит девальвация самого института «деньги», «сорить деньгами» приобретает буквальный смысл, а монеты смешиваются с пылью на дороге, это крайне затруднено. Современная бумажно-виртуальная денежная система излишне упрощена и функционирует по принципам золотого обращения, хотя далеко оторвана от него. Деньги из института, обеспечивающего развитие общества, становятся балластом, они не выполняют предназначенные им функции. Выполнение деньгами функции средства обмена не означает движение общественно-необходимых продуктов труда; выражение стоимости в денежном эквиваленте так осложнено трансакциями, что стоимость иногда вовсе не получает или получает неадекватную денежную оценку, денежное обращение и трансакции являются сами источником увеличения номинальной стоимости; выполняя функцию платежа, деньги навсегда отрываются от стоимости; стоимость мировых денег определяется субъективно одним государством. Денежная система нуждается в отделение денежных знаков мультиплицируемых различными элементами экономики от банкнот, выпускаемых Центральным банком, т.е. реальном отделении первичной эмиссии от вторичной. Денежная масса (М2) с начала 2005г. на начало 2013г. выросла более чем в 6 раз [8]. При этом рост денежной массы обусловлен деятельностью кредитных учреждений, так как удельный вес наличных денег (М0) по сравнению с прежним уровнем снизился за этот же период на 11,8 пункта [8]. Советская денежная система предусматривала эмиссию банковских билетов и казначейских обязательств, тем самым в денежном обращении отделялись деньги как знаки стоимости и деньги по обязательствам. Точно также в современных условиях банковская мультипликация должна быть отделена от эмиссии денежных знаков Центральным банком, обозначена особыми бумажными знаками вторичной эмиссии, «деньгами вторичными». Тем самым повышается ответственность банковской мультипликации, которая в настоящих условиях перекладывается на всё общество. Банковская мультипликация или эмиссия «вторичных денег», связанная с определёнными трансакциями, будет возможна только крупным банкам или в сотрудничестве с ними. А  котировка  «вторичных денег» позволит реальнее оценивать конъюнктуру как непосредственно самому банку, так и его клиентам. Этот же принцип необходимо использовать на международном уровне, поскольку использование одних и тех же инструментов для обеспечения различных экономических процессов вызывает инертность экономики: валюта государства и мировая валюта должны быть выражены различными знаками стоимости, эмиссия мировой валюты должна осуществляться под контролем международных организаций. Движение общества вперёд возможно, когда выполняется основное правило функционирования института денег: «деньги принадлежат не тому, кто их даёт, а тому, кто получает, если он доставляет то, за что получает» [9, c. 295]. Высокий статус денег определяется их природой, ценностью труда отражаемого ими.

Культура наднациональная категория, принадлежащая всем жителям планеты. Общедоступность каналов её распространения необходима для придания ей импульса дальнейшего развития. Механизм обеспечения авторским вознаграждением не должен отрицать внутренне присущей произведениям культуры доступности людям, иначе в обществе складывается ситуация аномии. Чем богаче история народа и чем более используется опыт народной жизни, тем успешнее  живёт этот народ. Библия говорит: «Расспросите о путях древних, где путь добрый, и идите по нему» [10, c. 735]. Для обеспечения передачи опыта и преемственности трудовых ресурсов, нивелирования субъективности в этом процессе необходимо создание эффективных условий доступности его освоения, например, для обеспечения производственного процесса необходимо создание регламентов, стандартов систем менеджмента качества и т.п. Иначе возможна ситуация, когда опыт, в силу меркантильных или иных причин, не передаётся и культурные связи поколений разрушаются. Как гласит английская пословица: It takes three generations to make a gentleman [11].

Культура предполагает развитие всего общества и объединение его на базе высоких идеалов, руководимого аристократией, как духовной элитой, предназначенной быть олицетворением этих идеалов и преследующей интересы общего блага. Развитие потребностей причастности, признания, самовыражения, как основы роста культуры, зависит от решения экономических проблем. Кроме того, как невозможно обеспечить потребительский спрос, если стоимость не распространяется на всё население, так и культура не может быть прерогативой отдельных людей. Наличие коэффициента неравенства доходов 16,4 за 2012г. препятствует развитию общества. [12].

Культура общества подчиняет частные интересы общим, «сектантские политические эгоизмы» общественно-политическим целям, локальные глобальным, временные перспективным, гармонизирует особенности, различные уклады и национальные различия. Государство и культура – это формы,  которые привносят «универсальность в партикуляристском царстве гражданского общества» [3, c. 17]. Новейшая история России свидетельствует о присутствии антагонизма между государственной системой и населением, который обусловлен многочисленными революционными преобразованиями, реформами и перестройками, их паллиативным характером. Экономическая революция в общественном сознании не устранила обособленности частной собственности и чувства хозяина. При смешанной форме собственности приоритет остается всегда на стороне частных интересов.

В ходе революционных преобразований в начале XX века и внедрения рыночных отношений в конце XX начале XXI происходит аналогичные процессы – общество опьяняется свободой в неразбавленном виде, впадает в состояние контрактуры. Общественные отношения приобретают характер традиционной экономики, превалируют личностные, групповые или кастовые интересы. В этих условиях доминируют первичные потребности (пища, одежда, воспроизводство), аберрации которых значительны, а наследство Семирамиды распространяется на все большее число людей. «Человек, предавший себя весь своим беспорядочным хотениям, и обожа внутри сердца своего охулительные страсти, мало уже помышляет о законе божий, а тем меньше ещё об узаконениях страны, в которой живёт» [13].

Многовековой опыт России не определяет общую атмосферу отношений, преобладают зоны «культурной гибридности» и групповой маргинальности. Необходимо элиминировать влияние этих групп на культуру. Иглтон в работе «Идея культуры» констатирует, что кофейни, где можно «читать и работать» сохранились только в Санкт-Петербурге [3, c. 104].

Деформируют культурный базис и экстреналии достижений цивилизации. «Социальная сеть», например, не улучшает коммуникабельность пользователей, а скорее превращает пользователя «в бабушку на виртуальной скамейке».  Многое, что преследуется законом в повседневной жизни, имеется в виртуальной сети. Прогрессивное использование интернета и новых технологических устройств осложняет неспособность пользователей «отбирать и обрабатывать информацию» [14].

Чем более ранний исторический период рассматривать, тем большая социальная ответственность объединяет людей в коллектив. Солидарность или общность интересов способствует развитию всех звеньев общества от домохозяйства до государства в целом. Взаимовыручка и сотрудничество присущи жизни человека. Аристотель считал государство «появляется лишь тогда, когда образуется общение между семьями и родами ради благой жизни» [15]. Свобода человека без социальной ответственности перед другими людьми и обществом – это патология, которая свергает с человека венец цивилизации и ставит его в конец эволюционной лестницы. Конформизм, отсутствие социальной ответственности становится нормой. «Человека не заботят ни его жизнь, ни его счастье, а лишь то, насколько он годится для продажи» [16].

Театр, музей, библиотеки, т.е. те учреждения, где человек ощущает себя частью социума, посещают всё меньше  людей. С 1990 по 2011г. снизилось: число зрителей театров на 22,7 млн. человек [17], число посещений музеев на 58,1 млн. человек [17], число посещений библиотек федерального значения с 2008 по 2012г. на 4,2 млн. человек [18].

Забота о будущем были ориентирами человека на протяжении 20 столетий, в целом на этом была построена вся мировая культура, культура одухотворяет, вселяет оптимизм, «удобряет умы». Сегодня фатализм приобретает всё большую значимость, формируется мировоззрение «одного дня», происходит самоуничтожение «раскрепощающегося» социума [19]. Фетишизм социальных ценностей приводит к отрицанию конечной функциональной единицы общества – семье, почти 1/3 россиян считает, что дети и карьера несовместимы [20]. Идиосинкразия общения, аффективное поведение характерны всё большему количеству людей. Демократия понимается как выполнение всех и любых желаний, что негативно для общества: «частный дом не повинуется власти, и это зло распространяется даже на животных; сын пренебрегает отцом, причем всякий стыд отсутствует; …учитель боится своих учеников и заискивает перед ними, а ученики презирают учителей; юноши напускают на себя важность стариков, а старики унижаются до юношеских забав…это безграничное своеволие приводит к тому, что граждане становятся столь пресыщены и слабы духом, что они, если власти применят к ним малейшее принуждение, раздражаются, и не могут это стерпеть, а потому начинают даже пренебрегать законами, так что оказываются без какого бы то ни было властителя» [1]. Забвение нравственных норм приводит к возрождению язычества и оккультизма. Свобода без культуры вызывает турбулентность общественной жизни, либерализм становится либертаризмом.

Категорические императивы определяют принадлежность к тому или иному социуму. Культура в определённой степени канонична. «Культурные истины, будь то высокое искусство или традиции народа, порой оказываются священными, так что их нужно охранять и почитать» [3, c. 9] Ситуация, когда современность отвергает культурное прошлое – нонсенс, так как культура – это достижения человечества, подтвержденные признанием не одним поколением народов за прошедшие века. Основа культуры в том, что человек живет «с постоянным впечатлением, что его жизнь представляет собою элемент в гораздо обширной биографии, простирающейся над столетиями и тысячелетиями» [21]. Ни кодексом, ни инструкцией невозможно обеспечить нормальное функционирование какого либо института вне культуры, вне условий, когда правила «будучи неписанные влекут общепризнанный позор» [6].

Культура – универсальная категория, «которая восхваляет самость, она же её и дисциплинирует» [3, c. 14]. Культура объединяет материальное и духовное, базис и надстройку. Культура  формируется как мотивация, имманентная составляющая отдельного человека и общества в целом. Европеизация Петра I, коллективизация и обобществление и современная глобализация национальных культур – утопические бифуркации эволюции общества.  Накопление капитала невозможно без сбережения и охраны культуры. Укрепление культурного базиса  – основа развития общества.


Библиографический список
  1. Цицерон Марк Т. О государстве. URL: http://ancientrome.ru/antlitr/cicero/phil/republ1-f.htm (дата обращения 30.10.2013).
  2. Сведения по консолидированному бюджету // Официальный сайт Министерства культуры Российской Федерации. URL: http://mkrf.ru/deyatelnost/statistics/budget/ (дата обращения 30.10.2013).
  3. Иглтон Т. Идея культуры. М.: Изд. дом Высшей школы экономики, 2012. 192 с.
  4. Среднемесячная номинальная начисленная заработная плата работников организаций по видам экономической деятельности // Регламентная таблица ; Федеральная служба государственной статистики. URL: http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ru/statistics/wages/labour_costs/# (дата обращения 30.10.2013).
  5. Динамика производительности труда в экономике Российской Федерации, в % к предыдущему году (2003-2012гг.) // Регламентная таблица ; Федеральная служба государственной статистики. URL: http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ru/statistics/accounts/# (дата обращения 30.10.2013).
  6. Фукидид. История. URL: http://www.litmir.net/br/?b=121031&p=35 (дата обращения 30.10.2013).
  7. Смит А. Исследование о природе и причинах богатства народов. URL: http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Econom/smit/intro.php (дата обращения 01.11.2013).
  8. Динамика денежной массы (М2) // Федеральная служба государственной статистики. URL: http://www.gks.ru/free_doc/new_site/finans/fin31.htm (дата обращения 30.10.2013).
  9. Плутарх. Избранные жизнеописания / Плутарх : соч. в 2-х т. М.: Издательство «Правда», 1990. 592 с. Т. 1.
  10. Библия / Иеремия 6:16. Казань: По заказу Казанской епархии, 1994. 1009 с.
  11. Cooper Fenimore J. The PioneersOr, The Sources of the Susquehanna. URL: http://www.gutenberg.org/files/2275/2275-h/2275-h.htm#link2HCH0018 (дата обращения 30.10.2013).
  12. Распределение общего объема денежных доходов населения // Федеральная служба государственной статистики. URL: http://www.gks.ru/free_doc/new_site/population/urov/urov_32kv.htm (дата обращения 30.10.2013).
  13. Щербатов М. О повреждении нравов в России. URL: http://old-russian.chat.ru/17sherb.htm (дата обращения 30.10.2013).
  14. Лейст  О. История политических и правовых учений. URL: http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Pravo/Leist/_03.php (дата обращения 04.11.2013).
  15. Эко У. От Интернета к Гутенбергу. URL: http://philosophy.ru/library/eco/internet.html (дата обращения 30.10.2013).
  16. Фромм Э. Иметь или быть. URL: http://philosophy.ru/library/fromm/haveorbe.html#toc02 (дата обращения 30.10.2013).
  17. Основные показатели культуры // Федеральная служба государственной статистики. URL: http://www.gks.ru/bgd/regl/b12_13/IssWWW.exe/Stg/d2/09-01.htm (дата обращения 30.10.2013).
  18. Библиотеки федерального ведения // Статистика деятельности учреждений культуры федерального ведения ; Официальный сайт Министерства культуры Российской Федерации. URL: http://mkrf.ru/deyatelnost/statistics/institution/library/ (дата обращения 30.10.2013).
  19. Введение в культурологию: учеб. пособие для вузов. М.: «Владос», 1996. 336 с.
  20. Почти треть россиян считает, что дети и карьера несовместимы // Социологические опросы  16 августа 2003 года ; Исследовательский центр портала Superjob.ru. URL: http://www.superjob.ru/research/articles/message/27655/111296/ (дата обращения 30.10.2013).
  21. Шпенглер Освальд. Закат Европы. URL: http://oswald-spengler.narod.ru/untergang/introduction.htm (дата обращения 30.10.2013).

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться:
  • Регистрация