ПРОБЛЕМЫ СОЦИОКУЛЬТУРНОГО КРИЗИСА НА ПОСТСОВЕТСКОМ ПРОСТРАНСТВЕ

Блохин Виктор Николаевич
Белорусская государственная сельскохозяйственная академия
Преподаватель, магистр исторических наук

Аннотация
В статье рассматривается феномен социокультурного кризиса на постсоветском пространстве. Приводятся характеристики и особенности данного явления. Обращается внимание на опасность нарастания девиаций в обществе. Преодоление социокультурного кризиса представляется крайне сложной задачей. Улучшению ситуации могут способствовать только совместные усилия основных социальных институтов общества.

Ключевые слова: девиации, причины, пути решения, распад Советского Союза, сложность, социокультурный кризис


THE PROBLEM OF SOCIAL AND CULTURAL CRISIS OF THE POST-SOVIET SPACE

Blakhin V.N.
Belarusian State Agricultural Academy
Lecturer, master of History

Abstract
The article discusses the phenomenon of social and cultural crisis in the former Soviet space. Summarizes the characteristics and features of the phenomenon. Attention is drawn to the danger of increase of deviancy in society. Overcoming social and cultural crisis is extremely difficult. Improvement can only contribute to the joint efforts of the major social institutions of society.

Рубрика: Секция 1. Актуальные проблемы культуры и общества

Библиографическая ссылка на статью:
Блохин В.Н. Проблемы социокультурного кризиса на постсоветском пространстве // Культура и образование. – Декабрь 2013. - № 4 [Электронный ресурс]. URL: /2013/12/1158 (дата обращения: 05.12.2013).

В истории случаются периоды, когда изменения в жизни общества проходят с такой интенсивностью, что ставится под вопрос существование государств, этносов, наций. Обычно такие изменения связаны с внешними причинами: природными катастрофами или войнами. В XX веке мировые войны дважды ставили под вопрос самостоятельное существование многих государств Европы [1, с.5].

После распада Советского Союза Россия и другие постсоветские страны, оказались втянуты в глубокий социокультурный кризис, что может быть связано со вступлением на путь очередной радикальной модернизации. Вследствие этого, постсоветские государства переживают культурно-историческую трансформацию.

Среди универсальных, общекультурных характеристик современного кризиса важное место занимает усложнение процессов идентификации в обществе. С распадом советской модели развития культурная политика государства перестала быть ключевым механизмом формирования и конструирования идентичности. Кроме этого, началось разложение самого государства, в результате чего изменились его границы. Изменился вектор социокультурного и политического развития, привычные механизмы социализации были разрушены в ходе демонтажа прежних социальных институтов, не отвечавших требованиям перехода к постиндустриальному обществу. Дезинтеграция единого в своей идеологии советского пространства, уникального социального конструкта, как «советский народ», служившего ключевым фактором мобилизационного развития огромного государства, привело к поискам новых критериев коллективной идентичности и выработке национальных стратегий.

Размышляя над современными подходами и теориями социокультурного кризиса можно придти к выводу, что крайне важную роль в обеспечении стабильности общества играет идеология. Идеология, участвуя в формировании коллективной идентичности, и регулируя поведение социальных субъектов, приводит к групповой сплоченности, монолитности для достижения единых целей [2].

В Советском Союзе существовала развитая, хорошо разработанная идеологическая система. В основе этой системы были коммунистические идеалы. Большинство советских граждан объединяли такие цели как: достижение всеобщего равенства, устранение эксплуатации человека человеком, рост производительных сил, упразднение государства и денежной системы и, следовательно, окончание всевозможных социальных конфликтов. Другими словами, люди искренне верили в светлое будущее и были готовы приложить огромные усилия для воплощения этой цели.

Сегодня можно по-разному оценивать советские идеалы, однако стоит признать, что они имели и позитивное значение, объединяли и вдохновляли миллионы людей.

После распада СССР в независимых республиках происходят масштабные экономические, политические, социальные и культурные изменения. Экономический кризис также сопровождался кризисом культурным, духовным.

Проявлением социокультурного кризиса стал быстрый рост девиантного (отклоняющегося) поведения в обществах. Формируется проблема социальной аномии – нарастание девиаций.

В большинстве постсоветских стран рекордные темпы роста приобрели такие негативные явления как алкоголизм, курение, наркомания, суициды, проституция, азартные игры, преступность и т.д.

В кризисные периоды динамики общества особую роль в стабилизации играет культура. Именно культура выполняет важнейшие для человека и социума функции:

- Образовательно-воспитательная. Культура способствует процессу социализации и становлению человека как личности;

- Интегративная. Освоение культуры создает у людей – членов того или иного сообщества чувство общности, принадлежности к одной нации, народу, группе и т.д. Т.е. культура сплачивает людей;

- Регулирующая. Культура определяет те рамки, в которых должен действовать человек. Формируется система предписаний и запретов. Нарушение этих предписаний приводит в действие определенные санкции;

- Передача социального опыта. Культура передает социальный опыт из поколения в поколение, от эпохи к эпохе. Культуру считают социальной памятью человечества.

Во время социальных потрясений происходит деградация и разрушение базовой системы ценностей. Социальная, психологическая и культурная аномия проникают во все сферы жизни общества, приводят его к потрясениям и резким изменениям.  Однако этот период характеризуется и активными поисками новых духовных ориентаций и идеалов, ибо любой становящийся социальный институт легитимизируется в глазах общества исключительно через культуру.

Деградация в обществе происходит как на уровне понижения объективного статуса человека, его места в системе социальных связей (потеря работы, заключение в тюрьму, вынужденная миграция и т.п.), так и на уровне его духа (утрата нравственных устоев и норм, усвоенных в процессе первичной социализации, утрата ценностей, значений и смыслов собственного существования). И то и другое отражается на способах, средствах, формах внешнего поведения. Что бы ни было первичным в этих процессах, они неразрывно связаны и составляют на самом деле две стороны единого процесса, взаимно обусловливая и усиливая друг друга. Этот процесс есть действительность современной жизни.

Одна из важнейших характеристик кризисной ситуации связана с конфликтом противоборствующих социальных сил, целей и устремлений и часто определяется через понятие «социальная напряжённость».

Социальная напряженность – особое состояние общественного сознания и поведения, специфическая ситуация восприятия и оценки действительности. Масштабы социальной напряженности большей частью сопоставимы с масштабами конфликта и порождаются ими.

Социальная напряженность представляет собой эмоциональное состояние в группе или обществе в целом, вызванное давлением со стороны социальной среды, продолжающееся, как правило, в течение более или менее длительного времени [3].

Решение обозначенных проблем представляется крайне сложным. Ведь речь идет о масштабном социальном явлении. Социокультурный кризис затрагивает все общество. Значительную роль в улучшении ситуации может, и должно сыграть государство. Необходима выработка и популяризация национальных идей, а в современную эпоху глобализации будет еще более актуальна выработка общечеловеческой идеи. Это может объединить, консолидировать общество, государство, человечество.

В то же время, преодоление социокультурного кризиса не возможно без изменения взглядов, целей, мировоззрения отдельных людей. Это сложный и достаточно длительный процесс. Ведущую роль здесь должен сыграть институт семьи и другие социальные институты, влияющие на социализацию человека.

Только совместные усилия государственной власти, семьи, церкви, неправительственных и иных организаций, могут помочь преодолеть такое опасное социальное явление, как социокультурный кризис.


Библиографический список
  1. Лапин Н.И. Кризисный социум в контексте социокультурных трансформаций // Мир России. 2000. №3. С. 3-45.
  2. Лизогуб С.А. Современный социокультурный кризис и проблема самоидентификации [Электронный ресурс] // URL: http://conf.sfu-kras.ru/sites/mn2011/thesis/s5/s5_38.pdf (дата обращения: 09.07.13).
  3. Хоружая С.В. Деградация и кризис: социокультурный подход [Электронный ресурс] // URL: http://dom-hors.ru/issue/pep/3-2008-1/khoruzhaya.pdf (дата обращения: 09.07.13).

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться:
  • Регистрация