ЭЛЕКТОРАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА: ПОНЯТИЕ И ОСНОВНЫЕ ФУНКЦИИ

Морозова Оксана Сергеевна
Рязанский государственный университет имени С.А.Есенина
кандидат политических наук, старший научный сотрудник кафедры государственного и муниципального управления и политических технологий

Аннотация
В настоящей статье рассматривается вопрос электоральной культуры населения которая выступает как социально обусловленная, эмпирически фиксированная составляющая политической культуры общества, которая является относительно самостоятельной субкультурой. Отмечается ,что структура электоральных ориентаций относительно политического поля и сил, играющих на этом поле, реализуется через определенность электорального выбора, основанного на наборе общественных и личностно значимых ценностей.

Ключевые слова: политическая культура, понятия, структура и типология, функции, электоральная культура


ELECTORAL SYSTEM DESIGN METHODOLOGY USING THE ELECTORAL ENGINEERING

Morozova Oxana S.
Ryazan State University named for S.A. Yesenin
PhD (Political Science), associate Professor of Public Administration

Abstract
This paper addresses the issue of electoral culture of the population that acts as a socially conditioned , empirically fixed component of the political culture of a society that is relatively independent subculture. It is noted that the structure of the electoral orientations on the political field and the forces playing on that field, realized through the certainty of electoral choice , based on a set of public and personally important values.

Рубрика: Секция 1. Актуальные проблемы культуры и общества

Библиографическая ссылка на статью:
Морозова О.С. Электоральная культура: понятие и основные функции // Культура и образование. – Декабрь 2013. - № 4 [Электронный ресурс]. URL: /2013/12/1145 (дата обращения: 16.12.2013).

Необходимо четко осознать, что политическая система общества является действенным общественным механизмом, который стремится к динамической стабильности, определенному запасу устойчивости при действии  внутренних и внешних дестабилизирующих факторов, достичь которого она не в состоянии без непрерывного развития и обновления. Процессом, на котором замыкается этот механизм, является  цивилизованный электоральный процесс, то есть система выборов и референдумов, которые одновременно представляют собой  инструмент изменения всех элементов политической системы и практикум по формированию электоральной культуры, на основе которой формируются главные модели электорального участия.

При этом политической культуре присущи определенные функции, которые можно свести к идентификации, ориентации, установкам, адаптации, социализации, интеграции и коммуникации. Это касается также электоральной культуры, с оговоркой, что последняя является более определенной. Учитывая эти обстоятельства, можно утверждать, что:

1) электоральная культура относится  к более широкому понятию политической культуры и представляет собой совокупность ценностей, представлений и норм, определяющих содержание и характер электоральных процессов и ориентаций, господствующих в обществе;

2) электоральная культура общества во многом определяет культуру электорального поведения индивидов, получает выражение в участии или неучастии в выборах, разнообразных формах деятельности в период избирательных кампаний, в электоральном выборе политических сил или отдельных кандидатов;

3) электоральная культура в деятельностном плане характеризует баланс отношений между доминантными целями общественного развития и предлагаемыми различными политическими объединениями и персоналиями, путями и средствами их достижения;

4) электоральная культура представляет собой уровень знания процедур избирательных кампаний и умение компетентно оценивать кандидатов, политические силы и их программы.

Многие  исследователи  ограничивают «время жизни» электоральной культуры периодами действий избирательных кампаний. Однако в большинстве  научных исследований доминирует изучение политической культуры российского  общества в целом, но недостаточно внимания уделяется культуре электоральной.

При этом ряд понятий по-разному истолковывается в политической социологии, политологии и политической психологии, в результате чего довольно часто возникают разночтения, что затрудняет научный анализ соответствующих аспектов электорального процесса.

Так, функция ориентации намного насыщеннее эмоционально-психологическими элементами и ощутимо выразительнее в мажоритарных округах, а также во время выборов глав и представителей депутатского корпуса местных властей.

Функция установок резко отличается от аналогичной функции политической культуры, часто ограничиваясь региональными и этническими ценностями.

Функция социализации начинает реализовываться практически по достижении соответствующего возраста. При этом характерные для западного общества модели голосования, основанные на ранней политической социализации молодежи, в транзитивном обществе не работают.

Функция коммуникации в электоральной культуре характеризуется специфическими механизмами и средствами, широко используемыми в процессе реализации электоральных технологий.[1]

Социологический анализ основных компонентов электорального процесса дает основания для вывода, что, в отличие от особенностей структурирования политической культуры, структурирование культуры электоральной осуществляется на трех взаимосвязанных  и эмпирически фиксированных уровнях активности, правильности и постоянства. В рамках типологии электоральной культуры социологи выделяют:

1) институционализированную электоральную культуру, которая представляет собой своеобразный эталон электоральной культуры, содержательное наполнение которой на уровне политических практик населения определено Конституцией РФ и рядом законов о выборах;

2) реальную электоральную культуру, которая как собирательное понятие охватывает ценностные ориентации, характерные для  переходного общества.

Ряд научных исследований дал основания сделать вывод о структуре и типологии электоральной культуры, которая отличается от структуры и типологии культуры политической, ибо наделена рядом особенностей, присущих непосредственно электоральным процессам. Электоральная культура вобрала в себя исторически сложившиеся типы электорального участия и принятия электоральных решений и порождает региональные типы электоральной культуры.

С другой стороны, характерные для транзитивного общества процессы, охватывающие всю совокупность социально-экономических и политических отношений, не могут не затрагивать  массовых форм политического участия – электорального участия. [2] Следует признать, что противоречивый характер функционирования российского  общества в концентрированном виде сказывается, прежде всего, на его политической сфере,  и обусловливает формирование нескольких параллельных политических культур, которые определяют характер и содержание политических практик различных слоев и групп населения.[3]

Поскольку электоральные практики одновременно являются распространенной и наиболее эмпирически фиксированной формой  политических практик, нужно обратить внимание на анализ влияния на состояние электоральной культуры граждан такого фактора, как социальное самочувствие, к характеристике которого все чаще обращаются отечественные социологи. Это прослеживается, в частности, в продолжающейся потере веры избирателей в возможность существенных изменений в обществе, собственной беспомощности, безысходности, безрезультатности политической активности. [4]

Нужно отметить, что именно в президентской избирательной кампании фактор политических ориентаций и, в  частично, партийной приверженности электората играет большую, чем на местных и даже парламентских выборах, роль. Это связано с тем, что именно в фигуре Президента концентрируется направление развития общества. При этом политика представляется людям чем-то очень отстраненным от повседневной жизни. Около половины населения – частично политизированный электорат, интересующийся политикой преимущественно с помощью СМИ,  не принимает непосредственного участия в деятельности местных партийных организаций. Значительная часть избирателей, по сути, является деполитизированной, а их участие в выборах продиктовано желанием не отставать от других или просто привычкой, и отражает эмоциональное состояние социального самочувствия. При этом нужно выделять ряд факторов, влияющих на политико-идеологическую идентификацию населения России в целом и ее регионов. [5] Исследования российских  социологов позволяют убедиться, что политические предпочтения населения имеют глубокие корни, а также испытывают влияние статусного, духовного и образовательного факторов. На эти факторы накладывается фактор регионально сложившейся угрозы экологического кризиса, которым может воспользоваться любая политическая сила. Если политическая культура призвана помогать политико-идеологической самоидентификации граждан, то культура электоральная фиксирует эту самоидентификацию в акте голосования за ту или иную партию или кандидата, которые ассоциируются с идентифицированной идеологией.

Итак, любая, кроме коммунистической, политическая сила, включая социал-демократов, не сможет реализовать в своей стратегии так называемую модель партийно-политической идентификации, поскольку исследования показывают существенные различия между политическими взглядами избирателей и характером голосования  за партии и их лидеров.

Обобщая материалы исследований российских  социологов о важности регионального фактора в электоральном процессе, следует отметить, что административно-территориальные границы регионов являются своеобразными посредниками национального политического пространства. Связанная  с системой власти отдельной административно-территориальной единицы, региональная  политическая жизнь  может выйти за ее пределы, вобрав в себя политические силы других субъектов, и перерастает свой статус.

Подобное происходит в тех случаях, когда только возникшая  форма региональной политической активности начинает существенно влиять на положение власти в центре. Названные элементы отличают региональную стратификацию политического пространства от простой провинциальной раздробленности.

Исследования региональных особенностей голосования выделяют следующие группы электората по их позициям:

1) определенный  процент электорально активного населения, которое возлагает надежды на центр: это преимущественно женщины старших возрастов и незначительная часть безработных;

2) часть электората ориентируется на административный ресурс региональных органов власти;

3) многочисленной группой электората  является группа понимающих отношения центра и регионов с позиции экономической и финансовой самостоятельности, которая активно поддерживает эту самостоятельность; это так называемые «бюджетники», в том числе и военнослужащие;

5) последняя группа электората – это те, кто не знает ситуации, они или не пойдут на выборы, или будут голосовать интуитивно.

Подводя итог, можно утверждать, что электоральная культура населения выступает как социально обусловленная, эмпирически фиксированная составляющая политической культуры общества, которая является относительно самостоятельной субкультурой.

Процесс формирования электоральной культуры населения в условиях трансформирующегося общества составляет многогранный и достаточно противоречивый социальный процесс, имеющий ряд особенностей, характерных именно для России. Таким образом, формируясь в виде эмпирически зафиксированных социологами электоральной активности,  определенности и устойчивости электорального выбора, электоральная культура имеет два уровня – нормативный и массовый.

Нормативный уровень электоральной культуры означает высокий уровень электоральной активности, включая участие в агитационно-массовой деятельности, четкую определенность  электорального выбора, отвечающего социальным позициям и требованиям групп, представляющих этих избирателей.  Высокий уровень  устойчивости этого выбора  дает основания для уверенности в той или иной политической силе или отдельных кандидатах.

Массовый уровень электоральной культуры населения складывается под влиянием объективных (пол, возраст, социальный и материальный статус, принадлежность к региону) и субъективных (преимущественно социально-психологических) факторов, а также имеющихся в обществе процессов, влияющих на него.

Очевидно, что проблема формирования электоральной культуры населения России с каждыми следующими выборами приобретает все большую актуальность, поскольку каждая новая коллизия, которая происходит в политическом пространстве государства, является следствием противоречивого, часто трудно объяснимого электорального выбора людей, отражающего непоследовательность переходного общества и несформированность его политической культуры.

Таким образом, социологический анализ основных компонентов электорального процесса дает основания утверждать, что структура и типология электоральной культуры испытывают влияние разноуровневых и разнонаправленных явлений и процессов.

Во-первых, следует отметить, что исходным фактором является само состояние транзитивного российского  общества.

Во-вторых, также важным фактором, определяющим структуру и типологию электоральной культуры в системе культуры политической, является характер, содержание и текущее состояние политической системы общества.

В-третьих, характер и содержание электоральной культуры определяется состоянием политической культуры общества.

Следует отметить, что структура электоральных ориентаций относительно политической системы и власти реализуется в дихотомическом выборе населения. Структура электоральных ориентаций относительно политического поля и сил, играющих на этом поле, реализуется через определенность электорального выбора, основанного на наборе общественных и личностно значимых ценностей.

Структура электоральных ориентаций относительно базовой модели электорального поведения реализуется в понятии стабильности выбора,[6] культура которого тем выше, чем выше его содержательный аспект.

 


Библиографический список
  1. Морозова О.С      Влияние  типа  избирательной системы на функционирование политической системы “Теория и практика общественного развития”.2013-№2- С.175-179
  2. Гришин Н.В. Институт выборов и российская государственность . Каспийский регион: политика, экономика, культура. 2012. № 3. С. 405-411.
  3. Гришин Н.В. Избирательная система как институт артикуляции политических интересов общества. Каспийский регион: политика, экономика, культура. 2013. № 2. С. 042-049.
  4. Морозова О. С. Абсентеизм как тип электорального поведения // Культура и образование. – Октябрь 2013. – № 2 URL: /2013/10/1007( дата обращения 20.11.2013)
  5. Гришин Н.В. Модели и факторы изменчивости электоральных ориентаций //Человек. Сообщество. Управление. – Краснодар, 2010. — №1. — С.28-35.
  6. Морозова О.С Обязательное голосование: мировой опыт и особенности  избирательных  практик. Журнал.«Каспийский регион: политика, экономика,культура». 2013-№3 С.95-100

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться:
  • Регистрация