ПРОБЛЕМА ОПТИМИЗАЦИИ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ В ВЫСШЕМ УЧЕБНОМ ЗАВЕДЕНИИ

Ильин Артур Валериевич
Рязанский заочный институт (филиала) Московского государственного университета культуры и искусств
доцент кафедры управления и экономики, кандидат юридических наук

Аннотация
В данной статье предпринята попытка осмыслить и обозначить некоторые аспекты, связанные с воспитательной работой в высшем учебном заведении. В современный период развития образования, данная проблема представляется актуальной, как в отношении воспитания студенческой аудитории, так и самовоспитания педагога вуза. Решение данной проблематики, оптимизация воспитательной работы, позволят повысить эффективность всей системы высшего профессионального образования, сделать образование более качественным, подготовить выпускника, обладающего не только профессиональными, но и личностными качествами, способного решать различные задачи жизнедеятельности.

Ключевые слова: воспитание, воспитательная работа в вузе, качество образования, личные и профессиональные качества студента, образование, оптимизация воспитательного процесса в вузе


THE PROBLEM OF OPTIMIZATION OF EDUCATIONAL WORK IN HIGHER EDUCATIONAL INSTITUTION

Ilyin A.V.
Ryazan extra-mural institute (branch) of Moscow State University of Culture and Arts
assistant professor of the chair of management and economics, candidate of legal sciences

Abstract
In the present article is an attempt to comprehend and to highlight some of the aspects related to the educational work in higher educational institution. In the modern period of development of education, this problem is very actual, both in relation to the education of students in the classroom and self-education of the University teacher. The solution of this problem, optimization of educational work, will allow to increase the efficiency of the whole system of higher professional education, the highest quality education to prepare graduates, which possesses not only professional, but also personal qualities, capable to solve various problems in life.

Рубрика: Секция 3. Проблемы современного образования

Библиографическая ссылка на статью:
Ильин А.В. Проблема оптимизации воспитательной работы в высшем учебном заведении // Культура и образование. – Декабрь 2013. - № 4 [Электронный ресурс]. URL: /2013/12/1143 (дата обращения: 25.12.2013).

Настоящая статья ставит целью осмыслить и обозначить некоторые актуальные проблемы, связанные с необходимостью оптимизации воспитательной работы в высшем учебном заведении. Мы заострим свое внимание именно на воспитательной работе, которую ведут преподаватели вузов в рамках учебных занятий и других различных мероприятий.

Прежде всего, отметим, что, на наш взгляд, ключевой задачей образования, в том числе и высшего профессионального является формирование мировоззрения человека, расширение его рамок, привитие человеческих качеств и их развитие. Это реализуется при осуществлении воспитательного начала в образовании. Только на этом надежном фундаменте возможно полноценное формирование и профессиональных умений и навыков в различных образовательных направлениях высшего образования. То есть, образование должно преследовать первостепенную цель именно формирование человека, а не формирование только лишь какого-либо специалиста. Иначе, порожденный профессионал, не обладающий человеческими качествами, с неразвитой личностью, может породить зло и все свои профессиональные таланты направлять на антиобщественные деяния в той или иной сфере.

Значимость воспитательной работы порой недооценивается в образовательной сфере. Часто считают, что воспитывать студентов в вузе бессмысленно, поздно. Это грубейшая ошибка, прикрывающая лень, отсутствие интереса к выполняемой работе. Кроме того мы привыкли, что когда речь идет о воспитании в вузе, то это сразу ассоциируется с соответствующими мероприятиями, воспитанием студентов в ходе учебных занятий и др. Вместе с тем, прежде всего, важна воспитанность самих преподавателей и административных работников вуза. Невоспитанный здесь не может полноценно воспитать обучаемых. Невоспитанный воспитает еще более невоспитанного, распущенного.

Воспитательную работу должны осуществлять все преподаватели в рамках любых учебных предметов. Частая ошибка здесь, когда преподаватель, обучающий не гуманитарному предмету, считает, что он не должен заниматься воспитанием студентов, что это дело гуманитариев, тем самым отвергает свой личный опыт, который мог бы пойти на благо воспитания.

Успешная деятельность преподавателя-воспитателя предполагает наличие у него особенных качеств личности:

-правильной и оперативной ориентации в проблемных ситуациях, способности

определять существенные воспитательные задачи и успешно реализовывать их через соответствующие формы и методы воспитательного влияния, имея в виду, что результатом его деятельности должна стать активная работа воспитуемого по саморазвитию;

-организаторского таланта;

-высокого психологического чутья, позволяющего выявить и учесть уровень воспитанности личности, ее особенности и способности, различные состояния, причины проблем;

-педагогического такта, ибо воспитателем может быть только педагог, умеющий устанавливать со студентами искренние и доверительные отношения, взаимопонимание;

-педагогической индивидуальности, которая должна опираться на умение анализировать собственный практический опыт работы;

-высокого уровня педагогических знаний, умений и навыков, постоянно расширяющихся в результате самовоспитания, самообразования и повышения квалификации.

Профессия преподавателя требует от человека, посвятившего ей жизнь, постоянного творчества, осмысления действительности, душевной щедрости, любви, безграничной верности делу. Выполнить это преподаватель сможет только в том случае, если будет непрерывно обогащаться научными знаниями, педагогическими умениями, не будет останавливаться на достигнутом, будет развивать свою личность, свои человеческие качества, достигнет педагогического мастерства.

То есть, немаловажным фактором успеха обучения и воспитания является личность преподавателя.

Как указывается в трудах по педагогическому менеджменту[1, с. 220], личность педагога анализируется и оценивается, в том числе по «позиции преподавателя по отношению к обучающимся (заинтересованная или равнодушная) и оптимальность выбранного им стиля руководства, т.е. степень его тактичности и демократичности в общении с обучающимся. В целом, это

основной воспитывающий фактор любого занятия (воспитывающий пример личности педагога)…».

Преподаватель-воспитатель выполняет важные смыслоориентирующие функции по отношению к студенческой аудитории. В этой работе ему чрезвычайно необходимо иметь такие качества, как откровенность и правдивость, отсутствие лицемерия и фальшивости, последовательность в своих мыслях и действиях, самокритичность, умение контролировать себя, сдержанность и самообладание. У него должен быть непосредственный, живой интерес к личностям обучаемых, к их проблемам и заботам, основанный на доброжелательности и искренности желания помочь устранить недостатки воспитания.

Исходя из вышесказанного, представляется важнейшей проблема самовоспитания преподавателя. Ключевое место в системе самовоспитания занимает реальная самовоспитательная деятельность. В профессиональном воспитании и самовоспитании это соответствующая профессиональная преподавательская деятельность. Эффективным средством самовоспитания является литература, например, о жизни и деятельности великих педагогов-воспитателей, об опыте их работы над своей личностью. Средствами самовоспитания преподавателя являются и различные виды искусств, культурной деятельности, способствующие формированию и развитию в нем духовного начала. Для православного педагога важны и религиозные писания, святоотеческие наставления. Это не противоречит светскости образования. К сожалению, часто культура без духа православия заполняется духом разврата.

Как отмечается в специальной литературе[2, с.30-37], в процессе профессионального самовоспитания могут быть использованы многочисленные приемы воздействия на свою личность. Среди них можно выделить, по крайней мере, три группы – самоинформирование, самопобуждение, самоорганизация. Самоинформирование включает различные виды и формы самообразования. Самопобуждение к самовоспитанию, например, осуществляется в формах самоубеждения, самоприказа, самопринуждения. Самоорганизация процесса

самовоспитания строится, прежде всего, на способах самоконтроля (самонаблюдение, самопроверка, самоотчет и самоанализ).

Таким образом, обозначим некоторые моменты:

1. Воспитательная работа должна с необходимостью пронизывать все сферы и явления учебного процесса.

2. Воспитательная работа одинаково важна как для очников, так и для заочников.

3. Процессы коммерциализации образовательной сферы, превращение образовательной деятельности исключительно в вид оказания обычных услуг не способствует воспитанию студентов. Ключевым субъектом учебно-воспитательного процесса выступает преподаватель, его авторитет, профессионализм и духовно-нравственные качества. Его роль нельзя низводить до роли субъекта, оказывающего лишь образовательные услуги. «Услужливое образование» теряет свой подлинный статус. Часто воспитательная работа в вузе сводится к контролю за посещаемостью студентами учебных занятий и оплатой ими своего обучения, если они обучаются на платной основе. Особенно это свойственно негосударственным вузам. Часто образовательно-воспитательные подходы к студентам, обучающимся на внебюджетной основе и к бюджетникам различны, чего не должно быть. Для любого вуза, преподавателя, они должны быть едиными.

4. Преподаватель, его роль в образовательно-воспитательном процессе не должна подменяться «электронным разумом». Никакие тесты, электронные учебники и электронные лекции не заменят «живое общение» преподавателя со студентами. Только здесь возможен воспитательный эффект. Любой педагогический процесс имеет два элемента: субъект и объект воспитания. «Электронный разум» не может выступать полноценным субъектом воспитания. Он лишь носитель информации. Подлинное воспитание связано с личностями

студента и преподавателя, с характерами, с опытом и мировоззрением педагога. Соприкоснуться с этим невозможно при «общении» с ЭВМ и тестовыми заданиями. Конечно, они важны, но лишь в той части, в какой не подменяют личность преподавателя. Плохо, когда непосредственное аудиторное общение с преподавателем заменяется формами учебной работы, не связанными с этим.

5. Безусловно, ключевым субъектом воспитания любой личности, в том числе студента, является семья. Однако, воспитательная работа в вузе способна сглаживать негативные проявления неполноценного воспитания, блокировать их. В любом возрасте это возможно.

6. К сожалению, порой сами преподаватели демонстрируют неприемлемые, с точки зрения воспитательной работы, модели своего поведения. Могут нагрубить, унизить, оскорбить. Не следует забывать, что Трудовой кодекс России в качестве дополнительного основания расторжения трудового договора с педагогом предусматривает применение, в том числе однократное, методов воспитания, связанных с физическим и (или) психическим насилием над личностью обучающегося. В самом преподавательском коллективе нередки склоки, обиды, зависть, доносительство. Это недопустимо, о чем было сказано выше. Соответствующие проблемы могут быть решены при эффективной управленческой деятельности данными коллективами со стороны администрации образовательных учреждений, если она сама не поощряет это.

7. Важнейшее значение в плане воспитательной работы имеет кураторство преподавателями учебных групп. Здесь важно, чтобы это не превращалось в формализм и исключительно в контроль за успеваемостью студентов.

8. Высшие учебные заведения должны выступать оплотом духовности и нравственности. Преподавательские коллективы должны со своей стороны прикладывать массу усилий, чтобы преодолевать в ходе

воспитательной работы со студентами упадок нравственности в российском обществе, а не способствовать ему.

В качестве итога подчеркнем, что полноценная воспитательная работа в вузе со стороны преподавателей, способна решать многочисленные задачи формирования личности обучаемого, его мировоззрения, повышения качества образовательно-воспитательной деятельности.


Библиографический список
  1. Симонов В.П. Педагогический менеджмент. Учебное пособие. М.: Педагогическое общество России, 1999.-430 с.
  2. Елканов С.Б. Профессиональное самовоспитание учителя. М.: Просвещение, 1986.-143 с.
  3. Ильин А.В. Теоретические аспекты и проблемы воспитания и формирования духовно-нравственной основы обучаемых студентов // Культура и образование. – Сентябрь 2013. – № 1 [Электронный ресурс]. URL: /2013/09/863 (дата обращения: 21.10.2013).
  4. Ильин А. В. Социальная ценность и оптимизация российского образования и образовательного законодательства // Культура и образование. – Октябрь 2013. – № 2 [Электронный ресурс]. URL: /2013/10/967 (дата обращения: 07.10.2013).
  5. Карасева С. Н. О проблеме мотивов профессиональной деятельности студентов-заочников // Культура и образование. – Сентябрь 2013. – № 1 [Электронный ресурс]. URL: /2013/09/852

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться:
  • Регистрация