ВЛИЯНИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ПОЛА НА ОСОБЕННОСТИ СОПЕРНИЧЕСТВА СТАРШЕКЛАССНИКОВ

Кан Жанетта Ильинична1, Газизова Наталья Леонидовна2
1Костанайский государственный педагогический институт, старший преподаватель кафедры психологии
2Костанайский государственный педагогический институт, студентка психолого-педагогического факультета

Аннотация
В статье отражены результаты практического исследования связи психологического пола и соперничества.

Ключевые слова: гендерные роли, конкуренция, психологический пол, соперничество, сотрудничество, социальные роли


THE INFLUENCE OF PSYCHOLOGICAL GENDER PECULIARITIES OF HIGH SCHOOL RIVALRIES

Can Zh.1, Gazizova N. L.2
1Kostanaysky state teacher training college, senior teacher of chair of psychology
2Kostanaysky state teacher training college, student 4 courses of psycho-pedagogical faculty

Abstract
In article results of practical research of communication of a psychological floor and rivalry are reflected.

Рубрика: Секция 3. Проблемы современного образования

Библиографическая ссылка на статью:
Кан Ж.И., Газизова Н.Л. Влияние психологического пола на особенности соперничества старшеклассников // Культура и образование. – Декабрь 2013. - № 4 [Электронный ресурс]. URL: /2013/12/1142 (дата обращения: 24.12.2013).

Отношения соперничества в обществе можно считать универсальными. Осмысление этого феномена имеет свою историю, многочисленные точки зрения на сущность явления, дискуссии по определению понятия. Так, с позиции Ч. Дарвина, это естественная предрасположенность поведения человека [1], в концепции А. Адлера – стремление преодолеть комплекс неполноценности [2], широко распространено представление о соперничестве как стратегии поведения в конфликтной ситуации, противоположной сотрудничеству.  Термины «сотрудничество», «соперничество» относятся к совместным усилиям или конкуренции, возникающих либо в отношении обоюдно желаемых целей, либо в отношении средств достижения индивидуальных или общих целей.

Исследования показывают, что социальные изменения вносят неопределенность в социальные роли и особенно гендерные: на данном этапе развития общества выявляется несоответствие традиционных представлений о содержании половых ролей мужчин и женщин тем социальным условиям, которые не способствуют их правильному усвоению и реализации. Это несоответствие может стать причиной сдвигов в формировании психологического пола личности, являющейся частью нашего общества, и отразиться на стратегиях поведения. Так, в прошлом, соперничество в профессиональной сфере происходило между мужчинами, сейчас женщины также составляют им профессиональную конкуренцию, которая традиционно считалась мужской [3].

В сфере психологической практики изучение особенностей в системе «соперничество – психологический пол» может быть полезным для психологического консультирования межличностных отношений в различных  малых группах, коррекции самооценки, мотивации деятельности, прогноза установок на соперничество.

Мы предположили, что психологический пол будет оказывать значимое влияние на особенности проявления соперничества и определять характер межличностных отношений старшеклассников.

Методы сбора эмпирических данных: опросники «Поведение в конфликтных ситуациях» К.Томаса, «Самоописание половых ролей» С.Бем; методика исследования гендерных стереотипов методом личностных семантических дифференциалов  О.Л. Кустовой;  методика диагностики межличностных отношений Т. Лири.

Исследовательская база – школа №18 г. Костаная. Выборка состоит из учащихся 10 классов в количестве 30 человек (из них 14 юношей и 16 девушек).

На первом этапе была поставлена задача определения типа психологического пола. Ярко выраженная маскулинность диагностирована у 4 респондентов (все юноши), средняя маскулинность – у 6 человек (из них 4 юношей и 2 девушки), андрогинность -  у 12 человек (из них 5 юношей и 7 девушек), ярко выраженная фемининность – у 2 человек (все девушки), средняя фемининность – у 6 человек (из них 4 девушек и 2 юноши). На основании методики С. Бэм были сформированы 3 экспериментальные группы: маскулинные – 10 человек (8 юношей и 2 девушки), андрогинные – 12 человек (5 юношей и 7 девушек) и фемининные  – 8 человек (2 юношей и 6 девушек).

Учитывая, что каждый тип психологического пола проявляет особенности поведения в соответствии с гендерными стереотипами, нами была проведена методика О.Л. Кустовой.

Оценка общей привлекательности. Степень различия средняя. Каждый психологический тип оценивает представителей своего пола выше, чем противоположный, что указывает на конкурентность (соперничество) во взаимоотношениях.

Сила личности. Степень различия высокая. Здесь можно отметить, что тип маскулинного психологического пола проявляется наиболее выражено. В этот фактор входят такие качества, как: уверенный, смелый, свободный, сильная личность. Считается, что эти качества более присущи мужчинам, нежели женщинам.

Оценка эмоциональности. Степень различия значительна. Фемининные и андрогинные старшеклассники более свободно выражают свои чувства и эмоции.

Фактор социального статуса. Степень различия высокая. Для маскулинных старшеклассников более характерна социальная мобильность, конструирование жизненных планов на будущее и их реализация. Высокое значение имеет широкий круг интересов, материальное благосостояние, положение в обществе.

Фактор зависимости. Степень различия высокая: фемининные респонденты склонны считать себя независимыми меньше, чем маскулинные и андрогинные.

Проявление эмпатии. Степень различия значительная. Наибольшее значение данный фактор имеет у представителей фемининного типа, который обладает способностью эмоционально отзываться на переживания другого.

Фактор современности. Степень различия средняя. В этом факторе присутствует критерий оценки внешности, сексуальности. Внешность для данного возраста поднимает статус в глазах окружающих, вызывая у них соответствующие чувства и ожидания.

На втором этапе нашей задачей  было выявление тенденции к соперничеству. В исследуемой выборке 8 респондентов выбрали тактику сотрудничества, 12 человек – тактику соперничества, 5 человека – тактику компромисса, 4 человека – тактику избегания и 1 человек – тактику приспособления.

По типам психологического пола стратегии поведения распределились следующим образом:

1. Маскулинный психологический пол (10 человек): соперничество (6 человек), сотрудничество (2 человека), компромисс (1 человек), избегание (1 человек), приспособление (0 человек).

2. Андрогинный психологический пол (12 человек): соперничество (2 человека), сотрудничество (4 человек), компромисс (4 человека), избегание (1 человек), приспособление (1 человек).

3. Фемининный психологический пол (8 человек): соперничество (0 человек), сотрудничество (2 человек), компромисс (3 человека), избегание (1 человек), приспособление (2 человека).

Таким образом, основными стратегиями поведения маскулинных респондентов являются соперничество, андрогинных – сотрудничество и компромисс, фемининных – компромисс (с незначительной разницей над стратегиями сотрудничества и приспособлением).

На третьем этапе мы исследовали межличностные отношения. Старшеклассники, отнесенные к маскулинному психологическому полу, характеризуются выраженным стремлением к лидерству и доминированию в сочетании с эгоцентрической направленностью и агрессивными тенденциями. Респонденты с андрогинным психологическим полом оценивают себя как более дружелюбных и менее стремящихся к доминированию.  В группе фемининных испытуемых вместе с подчиненностью и подозрительностью средний уровень агрессивности.

Выводы по результатам исследования:

1. Респонденты с маскулинным типом психологического пола характеризуются высокими значениями силы личности, значимостью статусного положения.

2. Андрогинные старшеклассники отличаются средними значениями силы личности, статусного положения, эмоциональности, эмпатийности.

3. Фемининный тип выбрал факторы привлекательности, эмоциональности, зависимости, высокой эмпатийности, что отражает достаточно традиционные взгляды на женский тип поведения.

4. Основными стратегиями поведения маскулинных респондентов являются соперничество, андрогинных – сотрудничество и компромисс, фемининных – компромисс (с незначительной разницей над стратегиями сотрудничества и приспособлением).

5. Отмечено, что в данной выборке третья часть старшеклассников  отнесла себя к андрогинному (аморфному) типу психологического пола, совмещающим в себе как маскулинность, так и фемининность.


Библиографический список
  1. Дарвин Ч. Происхождение жизни и половой подбор. 1871-1874. – М.: Прогресс, 1998. – С. 137-145.
  2. Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности. – СПб.: Питер, 1999. – 608с.
  3. Берн Ш. Гендерная психология. 2-е международное изд. – СПб.: Питер, 2002. – 607с.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться:
  • Регистрация