ЭЛЕКТРОННО-БИБЛИОТЕЧНЫЕ СИСТЕМЫ: ОПЫТ ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ ДОСТУПА ПОЛЬЗОВАТЕЛЯМ ВУЗОВСКИХ БИБЛИОТЕК

Демина Марина Николаевна1, Тараненко Любовь Геннадиевна2

Аннотация
В статье представлен опыт тестирования различных электронно-библиотечных систем (ЭБС) в научной библиотеке Кемеровского государственного университета культуры и искусств. Выявлены достоинства и недостатки ЭБС, а также динамика их развития. Отмечены проблемы использования ЭБС.

Ключевые слова: научные библиотеки вузов культуры и искусств, подключение ЭБС, поисковые возможности, пользователи вузовских библиотек, сервисные возможности, тестовый доступ, электронно-библиотечные системы


ELECTRONIC LIBRARY SYSTEMS: EXPERIENCE OF PROVIDING ACCESS FOR USERS OF ACADEMIC LIBRARIES

Demina Marina Nikolaevna1, Taranenko Lyubov Gennagievna2
1Kemerovo State University of Culture and Arts, Post-graduate student of the Сhair of Technology of Documentary Communication, Head of the Service Department of the Scientific Library
2Kemerovo State University of Culture and Arts, Candidate of Pedagogical Sciences, Docent, Head of the Chair of Technology of Documentary Communication

Abstract
The experience in testing of different electronic library systems (ELS) in Kemerovo State University of Culture and Arts is presented in the given article. We tried to identify the advantages and disadvantages of ELS as well as to show the dynamics of their development. The problems of usage of ELS are marked.

Рубрика: Секция 5. Библиотековедение и документоведение

Библиографическая ссылка на статью:
Демина М.Н., Тараненко Л.Г. Электронно-библиотечные системы: опыт предоставления доступа пользователям вузовских библиотек // Культура и образование. – Декабрь 2013. - № 4 [Электронный ресурс]. URL: /2013/12/1140 (дата обращения: 04.12.2013).

Современный этап развития вузовских библиотек связан с активным внедрением новых способов обмена информацией, автоматизацией библиотечных процессов, организацией доступа пользователей к мировым информационным ресурсам, созданием собственных электронных образовательных ресурсов.

Лицензионные нормативы к обеспеченности обучающихся доступом к электронным научным и образовательным ресурсам приведены в Приказе Рособрнадзора № 1953 [1], это такие требования, как:

- обеспечение каждого обучающегося доступом к электронно-библиотечной системе через сеть Интернет;

- доступность для обучающихся не менее трех учебных или научных электронных изданий по изучаемым дисциплинам;

- возможность одновременного использования вузом одной или нескольких сторонних электронно-библиотечных систем.

Электронно-библиотечная система (ЭБС) — это совокупность используемых в образовательном процессе электронных документов, объединённых по тематическим и целевым признакам, снабженная дополнительными сервисами, облегчающими поиск документов и работу с ними, и соответствующая всем требованиям федеральных государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования (ФГОС ВПО) нового поколения [2].

По данным [3] основными пользователями ЭБС являются:

  • вузовские библиотеки – 72%;
  • научные библиотеки – 13%;
  • публичные библиотеки – 10 %;
  • библиотеки колледжей, специальные библиотеки – 5%.

Библиотеки вузов культуры и искусств находятся в поиске оптимальных ЭБС, тестируют различные системы. Например, библиотека КемГУКИ с 25 марта по 25 апреля 2010 г. предоставила тестовый доступ к ЭБС «КнигаФонд» [4, с. 121].

Однако опыт использования отдельных ЭБС показывает их несоответствие заявленным показателям качества. Например, по данным работы [2] полностью соответствующей всем критериям, предъявляемым к электронно-библиотечным системам, признана ЭБС «КнигаФонд». Однако, проведенный С.В. Савкиной анализ использования ЭБС «КнигаФонд» показал, что «71% респондентов КемГУКИ не удовлетворены представленным ассортиментом ЭБС. 37 % опрошенных отмечают, что интересующий их раздел представлен, но в нем отсутствуют необходимые документы, 29 % указали, что могут найти интересующие документы только в некоторых разделах, в то время как необходимые документы по другим тематическим рубрикам отсутствуют. 5 % отметили, что отсутствует и сам интересующий раздел» [5, с. 69].

В связи с этим перед научной библиотекой Кемеровского государственного университета культуры и искусств (НБ КемГУКИ) встала необходимость дальнейшего поиска оптимальной ЭБС, наиболее полно соответствующей профилю вузов культуры и искусств.

Прежде чем заключить договор на оказание информационных услуг агрегаторы ЭБС предоставляют вузам возможность подключения бесплатного тестового доступа. Бесплатный тестовый доступ к ЭБС предоставляется по запросу (заявке) администратора библиотеки сроком от 2-х недель до 1 месяца при наличии технической возможности и при условии предоставления в электронной форме документов, позволяющих однозначно идентифицировать потенциального пользователя и его субъектную принадлежность (список IP-адресов компьютеров вуза).

Воспользовавшись этим правом, библиотека КемГУКИ предоставила своим пользователям:

  • тестовый доступ к электронной коллекции авторефератов Российской национальной библиотеки (19.03.2012 – 19.04.2012);
  • тестовый доступ к ЭБС «IPRbooks» (27.11.2012 – 11.12.2012);
  • одновременный тестовый доступ к следующим ЭБС: «Руконт», «Znanium.com» (издательство ИНФРА-М), ЭБС издательства «Лань», «ibooks.ru», «IPRbooks», ЭБС издательства ЮРАЙТ, «BOOK.ru» (1.10.2013 – 31.10.2013).

Кроме того, НБ КемГУКИ подключена к следующим ЭБС (на основании договоров об оказании информационных услуг):

  • доступ к ЭБС «Университетская библиотека онлайн» (22.08.2012 – 31.08.2013, договор пролонгирован до 31.08.2014);
  • доступ к ЭБС «Руконт» (договор от 03.11.2012 г., действует в течение трех лет со дня подписания).

Сотрудники НБ КемГУКИ выступили в качестве экспертов, протестировав вышеуказанные ЭБС с различных точек зрения:

  • отдел комплектования и научной обработки литературы проанализировал издания, соответствующие профилю вузов культуры и искусств (по прайсам издательств);
  • отдел электронных ресурсов определял удобство регистрации и статистику размещения электронных образовательных ресурсов в ЭБС;
  • отдел обслуживания оценивал сервисные и поисковые возможности;
  • методист выявлял размещение периодических изданий в ЭБС и подготовил сводный отчет;
  • директор библиотеки в целом анализировал статистику просмотров и условия публикации для авторов.

Достоинства и недостатки вышеперечисленных ЭБС по результатам тестирования и использования в справочно-библиографической работе научной библиотеки КемГУКИ отражены в таблице 1.

Таблица 1 – Анализ эксплуатации ЭБС в НБ КемГУКИ 

Название ЭБС

Достоинства

Недостатки

«Университетская библиотека онлайн»

- Возможность публикации изданий вуза- Несколько вариантов подключения- Рубрики по направлениям обучения КемГУКИ: «Информационные технологии», «Культурология», «Искусствознание»- Есть журналы ВАК, периодика зарубежная и современная, периодика с 1840 до 1980 гг.- Сервисные возможности: «избранное», «закладки» в книгах, «мастер рефератов», одновременный просмотр двух разных страниц, заказ печати и сканирования книги, статистикаПоисковые возможности: поиск по авторам, дисциплинам, учебникам, названиям, жанрам, расширенный поиск

-«Дружественный» интерфейс

- Удобный поиск

- Нет литературы по библиотечному делу
«Руконт» - Возможность публикации изданий вуза (представлена коллекция КемГУКИ)- Несколько вариантов подключения- Рубрики по направлениям обучения КемГУКИ: «Библиотечное дело. Библиография» (723), «Искусство. Культурология» (1237), «Музыка» (96), «Театр» (53).- 392 названия периодических изданий, среди них 170 названий журналов ВАК- В расширенном поиске есть поиск по направлениям обучения бакалавров и магистров, специальностям ВАК. - При загрузке требуется дополнительное программное обеспечение (программа Microsoft Silverlight).- Представлены в основном статьи и доклады из сборников и материалов конференций
«Znanium.com»(Знаниум) Возможность публикации всех изданий вуза, выпущенных за последние 10 – 15 лет (на условиях возмездного договора).- Наиболее выгодные условия для авторов: помимо гонорара автор получает свидетельство о публикации учебной литературы; за каждые 30 а.л. произведений, переданных в ЭБС, автор получает возможность опубликовать свою монографию объемом не более 15 а.л. за счет издательства и др.- Не требуется установки дополнительного оборудования и программного обеспечения.-Не нужна персональная регистрация. Сервисные возможности: «книжная полка», «закладки», отправка конспекта по электронной почте, библиотечная статистика по запросу.- Поиск по Общероссийскому классификатору специальностей (ОКСО), тематике, авторам, научной периодике (ГРНТИ), коллекциям партнеров (изд-ва БИНОМ и др.), новинкам. - Не совпадает количество книг указанных за рубрикой и при открытии. В тематике указано «Информатика. Вычислительная техника» (786). При открытии система выдает 750 экз.- Мало книг по профилю вузов культуры и искусств, например, «Искусство» (56), «Музыка. Нотные издания» (3).- Нет рубрики «Библиотечное дело».- Журналы представлены до 2005 года по 1-2 экземпляра.- Несовершенные поисковые возможности. Нет простого поиска по заглавию. Расширенный поиск по ключевым словам «Библиотечное дело» выдает 947 названий, поскольку в список попали тексты, аннотации и др.
ЭБС издательства «Лань» - Не нужна персональная регистрация.- Есть литература по направлениям обучения КемГУКИ: «Музыка и театр», «Балет. Танец. Хореография».- Есть журналы:ВестникиКадровый вопрос (12-13 год)Инновации в образовании (07-13 год)

Философия образования (08-13)

- Библиотечные сервисы: статистика, отчет о новых книгах, отчет о доступных ресурсах, MARC-записи, помощь по личному кабинету, каталог книг, сортировка книг по укрупненным группам специальностей (УГС).Читательские сервисы. Без личного кабинета: скачать, сохранить, поиск, в том числе расширенный. Доступны через личный кабинет: избранные (т.е. виртуальная книжная полка), заметки к книгам, закладки, цитирование, конспектирование, удаленный доступ.

- Поисковые возможности: поиск по автору, названию, расширенный поиск

- Очень мало литературы по библиотечному делу (расширенный поиск выдает 22 названия).
ЭБС «ibooks.ru»(Айбукс) Сервисные возможности:- «цитирование»;- предусмотрены специальные средства формирования книжной полки библиотеки.- по каждой книге выводятся полные библиографические данные в традиционном видеПоисковые возможности:- поиск по авторам, названиям, ключевым словам из аннотации;

- возможность поиска грифованной литературы

-Усложненный процесс регистрации- Нет периодических изданий, в частности, профессиональных журналов- Слишком укрупнены разделы «Высшее профессиональное образование» (6148). Нет более дробного деления на подразделы.-Не отражаются результаты поиска.- Нет тематического поиска.
ЭБС «IPRbooks» - Возможность публикации изданий вуза.- 143 издания в разделе 85.3 «Музыка и зрелищные искусства»- Есть журналы: «Вестники» и «Известия»Сервисные возможности: «избранное», «закладки»- Несколько вариантов подключения- Задача распространения книг и журналов в электронном виде может полностью решаться за счет сил и средств сотрудников ЭБС.

- Может использоваться как в онлайн режиме для чтения книг на сайте, так и может быть установлена для работы в локальном режиме на одном или нескольких компьютерах.

- В каталоге книг используется ББК

Поиск по книгам, журналам, темам, издательствам, индексам

По библиотечному делу всего 1 издание.Много внутривузовских изданий, которые нельзя приобрести.
ЭБС издательства «ЮРАЙТ» - Различные образовательные программы – от Федеральных государственных образовательных стандартов до рабочих программ вузов по конкретным дисциплинам.- Информационная поддержка: электронная рассылка (новинки, прайс-листы, книги «в печати»). Почтовая рассылка (каталог с подробным описанием каждой книги, информация о новинках). Подписаться на рассылку можно в личном кабинете.- После регистрации доступны дополнительные сервисы: добавление книг в избранное, запись в рецензенты, выгрузка списка подобранных учебников, заказ выставок и образцов и др.Поисковые возможности: поиск тематический, по дисциплинам. При поиске сортировка по названию, автору, издательству, году, дате выхода - Ориентирована не на пользователей-студентов, а на организации: библиотеки, магазины, оптовых покупателей и др.- Нет периодических изданий, в частности, профессиональных журналов.- Неудобный поиск.- Не удалось зарегистрироваться, для того, чтобы попасть в личный кабинет- Нет статистики.- Многие сервисные возможности только в планах: пополнение новинками, доступ к архиву издательства, статистика, возможность создания собственных  коллекций и др.

 

ЭБС «BOOK.ru» Возможность разместить в ЭБС электронные издания вуза (назначается ответственный представитель вуза).Российский индекс научного цитирования (РИНЦ).- Обратная связь.- Возможность разместить рекламу на своей странице.- Поисковые возможности: расширенный поиск, поиск по темам, поиск по издательствам (коллекциям) Нет литературы по библиотечному делуРубрика «Музыка. Театр. Кино. Цирк» содержит всего 10 книг- Нет периодических изданий, в частности, профессиональных журналов.- Не отображает результаты поиска- Долго загружается расширенный поиск

На основании данных таблицы можно сделать следующие выводы.

Можно отметить ряд существенных недостатков, преимущественно связанных с тем, что ЭБС изначально при разработке ориентируются не на библиотеки и их пользователей, а на книготорговые организации. Отсюда неудобный поиск, например в ЭБС издательства «Лань» поиск на первом уровне ведется по издательским коллекциям и только «убрав» его, можно вести поиск по тематике (рубрикам). Кроме того, агрегаторы ЭБС ориентируются не на общепринятые библиотечные классификации (ББК, УДК, ГРНТИ), а разрабатывают свои собственные классификации (кроме ЭБС «IPRbooks», применяющую ББК и ЭБС «Znanium.com», использующую при классификации журналов рубрикатор ГРНТИ).

Следует отметить несоответствие контента ЭБС профилю вузов культуры и искусств. Проведенное нами исследование [6] подтверждает замечания С.В. Буцык. Автор справедливо отмечает, что проведенный анализ демонстрационных версий ЭБС, предоставленных правообладателями, позволил сделать вывод о том, что при достаточном наполнении литературой цикла гуманитарных и социально-экономических дисциплин неудовлетворителен объем контента по профильным дисциплинам вуза культуры и искусств. Данный контент во многом ограничен культурологической и искусствоведческой тематикой и совсем не представлены, например, издания по библиотечному, музейному и архивному делу, музыкальному искусству, музыкальному образованию и т.п. [7, с. 45].

В большинстве ЭБС, к сожалению, не отражены периодические издания, в частности профессиональные журналы (ЭБС «ibooks.ru», ЭБС «IPRbooks», ЭБС издательства «ЮРАЙТ», ЭБС «BOOK.ru»).

Однако в целом наблюдается положительная динамика развития ЭБС.

Агрегаторы ЭБС, стремясь расширить количество пользователей, стали предоставлять возможность публикации изданий вузам, заключившим договор об оказании информационных услуг («Университетская библиотека онлайн», «Руконт», «Znanium.com», «IPRbooks», «BOOK.ru»).

Улучшаются сервисные возможности ЭБС, например, система «IPRbooks» предлагает 3 варианта подключения. Стоимость подключения к пакету «Базовая» напрямую зависит от количества приобретаемых доступов и срока подключения к ЭБС. Если необходимо подключение отдельных тематических блоков или издательских коллекций, то используются «Пакетные подключения» и «Базовая плюс» (издательские коллекции). В данном случае цены не зависят от количества доступов.

Увеличивается количество предлагаемых услуг, в частности, кроме популярных ранее сервисов, таких как: «цитирование», «конспектирование», «книжная полка», появились следующие:

  • отправка конспекта по электронной почте («Znanium.com»);
  • библиотечные сервисы (статистика, отчет о новых книгах, отчет о доступных ресурсах, MARC-записи, помощь по личному кабинету, каталог книг, сортировка книг по укрупненным группам специальностей) (ЭБС издательства «Лань»);
  • запись в рецензенты, выгрузка списка подобранных учебников, заказ выставок и образцов (ЭБС издательства «ЮРАЙТ»);
  • российский индекс научного цитирования (РИНЦ), обратная связь, возможность разместить рекламу на своей странице (ЭБС «BOOK.ru») и др.

Усовершенствуются поисковые возможности. Кроме нескольких полей поиска: по тематике, авторам, ключевым словам, коллекциям партнеров, есть возможность поиска:

  • по направлениям обучения бакалавров и магистров, специальностям ВАК (Руконт);
  • по ОКСО (общероссийский классификатор специальностей), ГРНТИ (государственный рубрикатор научно-технической информации), новинкам (ЭБС «Znanium.com»);
  • грифованной литературы (ЭБС «ibooks.ru»);
  • по рубрикам библиотечно-библиографической классификации (ЭБС «IPRbooks»).

Предоставление доступа к ЭБС пользователям вузовских библиотек, позволяет решить проблему книгообеспеченности. Пользователи-студенты получают возможность доступа к электронным учебным изданиям в любое удобное для них время и из любой точки, где есть возможность выхода в Интернет.

Предоставление тестового доступа не только дает возможность библиотеке протестировать ЭБС с точки зрения сервисных и поисковых возможностей, но и решить вопросы с размещением вузовских изданий в ЭБС. Например, в настоящее время в НБ КемГУКИ заключены договора на размещение учебно-методических изданий в ЭБС «Университетская библиотека оnline», «Руконт/Контекстум», «Айбукс», «Лань».

После размещения в ЭБС электронные образовательные ресурсы учитываются при лицензировании и аккредитации; авторские права на коллекцию электронных изданий остаются у вуза; размещение трудов преподавателей вуза в ЭБС влияет на российский индекс научного цитирования (РИНЦ), что, несомненно, повышает престиж вуза.

Рынок ЭБС активно развивается, в данных условиях требуется  постоянный мониторинг данных систем. Так, по сравнению с анализом ЭБС, проведенным нами в 2011 г. [6] на рынке появились и заняли достаточно прочные позиции еще несколько систем: ЭБС «ЛитРес» (начала создаваться в 2010 г.; в ней представлена в основном художественная литература); «БиблиоРоссика» (включает электронные публикации ведущих научных издательств на русском и английском языках) [3]; ЭБС «ЮРАЙТ» (представлены в основном издания по социально-экономическим дисциплинам).

Таким образом, в ходе тестирования представленных ЭБС можно отметить динамику их развития, и как следствие, увеличение сервисных возможностей, совершенствование состава и наполнения информационных ресурсов в данных системах. На основании проведенного тестирования можно сделать вывод, что более всего соответствует профилю вузов культуры и искусств ЭБС издательства «Лань», где есть пакеты по направлениям обучения КемГУКИ: «Музыка и театр», «Балет. Танец. Хореография». Принято решение о размещении электронных изданий вуза в данной ЭБС. Сформирован и согласован с учебно-методическим советом (УМС) университета перечень учебно-методических изданий КемГУКИ объемом 150 изданий для размещения в ЭБС «Лань». В настоящее время имеется перспектива взаимодействия в этом направлении с ЭБС «Знаниум» (ИнфраМ), «APRbooks», «КнигаФонд».

Тем не менее, проблема выбора оптимальной ЭБС для вузов культуры и искусств остается на сегодняшний день открытой. Решением данной проблемы является использование комплекса ЭБС. Этот факт подтверждается практикой, в частности, на сегодняшний из 59 существующих вузов культуры и искусств эксплуатируют комплекс ЭБС 10 вузов.


Библиографический список
  1. Приказ Рособрнадзора от 05.09.2011 N 1953 «Об утверждении лицензионных нормативов к наличию у лицензиата учебной, учебно-методической литературы и иных библиотечно-информационных ресурсов и средств обеспечения образовательного процесса по реализуемым в соответствии с лицензией на осуществление образовательной деятельности образовательным программам высшего профессионального образования». URL: http://base.consultant.ru/ (дата обращения: 26.10.2013).
  2. Электронная книга и электронно-библиотечные системы России: Отраслевой доклад / А.Н. Воропаев, К.Б. Леонтьев. М.: Федеральное агентство по печати и массовым коммуникациям, 2010. URL: http://www.ifap.ru (дата обращения: 25.10.2012).
  3. ЭБС в библиотеках: расширение взаимодействия // Университетская книга. 2013. № 11. URL: http://www.unkniga.ru (дата обращения: 13.11.2013).
  4. Демина М.Н., Тараненко Л.Г. Электронные информационно-образовательные ресурсы библиотек вузов культуры и искусств // Вестник Кемеровского государственного университета культуры и искусств. – 2013. – № 22/1. – С. 116 – 124.
  5. Савкина С.В. Сравнительный анализ информационного потенциала электронных библиотечных систем: возможности использования в образовательной и научной деятельности КемГУКИ // Вестник Кемеровского государственного университета культуры и искусств. – 2011. – № 14. – С. 68-76.
  6. Демина М.Н. Сравнительный анализ электронных библиотечных систем: проблемы выбора в вузах культуры и искусств // Актуальные проблемы социокультурных исследований: межрегиональный сборник научных статей / Кемеровский государственный университет культуры и искусств. – Кемерово: КемГУКИ, 2012. – Вып. 8, ч. 2. – С. 264 – 279.
  7. Буцык С.В. О роли вузов культуры и искусств в создании электронно-библиотечных систем // Библиотековедение. – 2011. – № 4. – С. 44 – 46.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться:
  • Регистрация