РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ У СТУДЕНТОВ БГИИК, ИМЕЮЩИХ ОГРАНИЧЕННЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ

Долженко Е. В.1, Андриевская В. Д.2
1Белгородский государственный институт искусств и культуры, концертмейстер
2Белгородский государственный институт искусств и культуры, преподаватель

Аннотация
В статье выделяются особенности развития творческих способностей у студентов, имеющих ограниченные возможности (на базе БГИИК).

Ключевые слова: студенты с ограниченными возможностями, творческие способности


DEVELOPMENT OF CREATIVE ABILITIES OF STUDENTS БГИИК HAVING LIMITED POSSIBILITIES

Doljenko Elena Valerianovna1, Andrievskaia Valentina Dmitrievna2
1Belgorod state Institute of culture and arts, accompanist
2Belgorod state Institute of culture and arts, teacher

Abstract
The article considers the peculiarities of development of creative abilities of students with disabilities (on the basis of БГИИК).

Рубрика: Секция 2. Проблемы образования в сфере культуры и искусства

Библиографическая ссылка на статью:
Долженко Е. В., Андриевская В. Д. Развитие творческих способностей у студентов БГИИК, имеющих ограниченные возможности // Культура и образование. – Декабрь 2013. - № 4 [Электронный ресурс]. URL: /2013/12/1137 (дата обращения: 25.12.2013).

«Люди обретают радость, проходя через великие страдания.

Главное – это воспламененная душа гения, которая хочет поделиться своими открытиями,

своей любовью, вечностью и красотой. Именно в этом заключается смысл жизни и смысл искусства:

погружаясь в мир прекрасного, человек развивается и растет».

Бетховен

Социальная группа инвалидов, составляющая десятую часть населения нашего государства, располагает, как и другие социальные группы значительным творческим потенциалом. Как известно, творчество связывают с выработанными культурой путями реализации достижений в разных сферах и направлениях духовно-нравственного и социокультурного развития человека. Творчество как деятельность, порождает нечто качественно новое, неповторимое, оригинальное, уникальное; деятель выступает в роли творца. Он располагает потенциалом, резервом, который может служить для дальнейшего многогранного развития личности.

Один из первых институтов социализации, в которую включается человек с проблемами в развитии после семьи, – это система образования. Она располагает широким арсеналом ресурсов для побуждения к творчеству на всех возрастных этапах человека. Основными компонентами процесса образования студентов с ограниченными возможностями является их вовлечение в творческую деятельность. Они не являются исполнителями четких инструкций, а используя жизненный опыт и фантазию, создают свою неповторимую индивидуальную работу.

Для молодых людей с ограниченными возможностями существует множество социально-реабилитационных программ. В них включается возможность получить среднее и высшее профессиональное образование, которое впоследствии может обеспечить практически полноценную и интересную жизнь в социуме.

Будучи инвалидом, студент, также может быть способным и талантливым, как и человек, не имеющий проблем со здоровьем. И именно в занятиях творчеством студенты-инвалиды находят отдушину в этом мире, творчество помогает в адаптации и реабилитации, оно является самовыражением и самореализацией. Люди с ограниченными возможностями изолированы от общества, они живут в своем закрытом, недоступном для нас мире. В связи с этим перед современным обществом стоит задача помочь людям с ограниченными возможностями выйти из изоляции, участвовать в нормальной повседневной жизни общества.

Главная проблема, с которой сталкиваются инвалиды – это непонимание, отторжение обществом, отсутствие общения со сверстниками, нежелание людей замечать их. С помощью творчества они пытаются общаться, найти связь с миром. И эту проблему можно решить через занятия в институте, так как это зачастую является единственной возможностью их творческой самореализации и социального общения.

Творческое развитие социальной группы инвалидов определяется влиянием ряда факторов. В качестве одного из таких ведущих факторов выступает современная нормативно-правовая база, предусматривающая равноправие всех социальных групп. В этом контексте актуализируется проблема развития активной творческой позиции социальной группы инвалидов во всех сферах жизнедеятельности.

Когда речь идёт о творчестве, ограничения жизнедеятельности отступают на последний план, а иногда не имеют никакого значения. Такие учащиеся с ограниченными возможностями в силу своих «ограничений» воспринимают этот мир ярче, острее, эмоциональней, чем их здоровые сверстники. И они в полной мере используют предоставленные условия для своей самореализации. Они более усердны, вдумчивы и внимательны, они с детства привыкли проявлять упорство и целеустремленность, так как их физические возможности ограниченны. Ведь чувства, зажатые в теле – огромнейший энергетический потенциал. Это топливо всей нашей жизни, всех ее достижений и движений в ней.

Атмосфера занятий в творческих коллективах позволяет раскрепоститься, ведь здесь дается больше свободы для развития желаний и идей. Вкладывая себя в творческую деятельность, человек изменяется, совершенствуется. Способность к творческой деятельности вызывает успех, который, в свою очередь, поддерживает интерес к процессу творчества.

На Руси считалось, что во время пения в человеке поет сама душа, это ее естественное состояние. Поэтому работа со звуком, его силой, долготой, высотой, ритмом, дыханием, интервалами не только приближает к качественному исполнению песен, но и обеспечивает успех в работе над коррекцией и формированием личности человека. В позитивной ориентации во время занятий пением важную роль играет оригинальная манера звукоизвлечения. Студент поет, растягивая губы в улыбке, за счет этого звук становится чистым, светлым, свободным. В результате систематической тренировки улыбки, качества звука переходят на личность человека. Вскоре внешняя улыбка становится улыбкой внутренней и сквозь нее человек иначе смотрит на мир и людей. Происходит коррекция отдельных черт личности человека. Замкнутость, стеснительность, агрессивность постепенно нивелируются.

На сегодняшний день существует множество разнообразных методик и систем оздоровительной практики, направленных на укрепление здоровья. Арт-терапия давно заявила о себе, как активный метод преодоления не только физических, но и психологических, духовных проблем.

Исследования американских ученых, проведенных среди певцов оперной группы, показали, что пение не только развивает легкие, грудную мускулатуру, но и укрепляет сердечную мышцу.

Именно любовь к сцене, эстетическое наслаждение, получаемое исполнителем, от пребывания на ней и помогает преодолеть, в конечном счете, разрушительную силу комплекса неполноценности инвалида. Пораженный болезнью человек должен собрать все свои силы, и окружающий мир даст ему множество возможностей для того, чтобы, двигаясь постепенно, он мог преодолеть свою проблему.

 

 

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться:
  • Регистрация