ОСОБЕННОСТИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ РУКОВОДИТЕЛЯ ЛЮБИТЕЛЬСКИМ ХОРЕОГРАФИЧЕСКИМ КОЛЛЕКТИВОМ

Чуксин Александр Николаевич
Институт культуры и искусств Тамбовского государственного университета имени Г.Р. Державина
помощник директора, кандидат педагогических наук

Аннотация
В этой статье рассматриваются особенности деятельности руководителя любительским хореографическим коллективом, проанализированы возможные цели и задачи творческого и воспитательного процесса, различные источники деятельности руководителя, методы воспитания и развития участника любительского хореографического коллектива.

Ключевые слова: деятельность, любительский коллектив, руководитель, хореографический коллектив


FEATURES OF THE ACTIVITY OF THE HEAD OF THE АMATEUR CHOREOGRAPHIC COLLECTIVE

Chuksin Alexander
Institute of culture and arts TGU of a name of G.R.Derzhavin
assistant director, candidate of pedagogical sciences

Abstract
In this article considers the peculiarities of the activity of Amateur choreographic team analyzed the possible goals and objectives of the creative and educational process, the various sources of the head, the methods of education and development party Amateur choreographic group.

Рубрика: Секция 2. Проблемы образования в сфере культуры и искусства

Библиографическая ссылка на статью:
Чуксин А.Н. Особенности деятельности руководителя любительским хореографическим коллективом // Культура и образование. – Декабрь 2013. - № 4 [Электронный ресурс]. URL: /2013/12/1136 (дата обращения: 03.12.2013).

Человек на протяжении всей своей жизни постоянно учится, получает определенные навыки и умения. Помимо родителей, которые непосредственно занимаются воспитанием своих детей, ребенка окружают с самого детства как в школе, дошкольных учреждениях так и в системе дополнительного образования воспитатели, учителя, педагоги. В обыденной ситуации под термином педагог, мы представляем область жизни и деятельность людей, которая относится к сфере образования, воспитания и развития личности. [4].

Творческая и воспитательная работа руководителя любительским хореографическим коллективом реализовывается в направлении от субъекта к объекту, хотя объект является главным, определяющим содержание деятельности.

Объектом, деятельности руководителя любительским хореографическим коллективом являются дети и молодежь. К этой категории относятся дети с интеллектуальными, педагогическими, психологическими и др. отклонениями от нормы, возникшими как следствие дефицита полноценного социального воспитания, а также довольно большое количество детей, имеющих физические, психические или интеллектуальные нарушения развития (слепые, глухонемые, больные детским церебральным параличом – ДЦП, умственно отсталые и др.).

Профессиональная задача руководителя любительским хореографическим коллективом в творческо-воспитательном процессе легче всего выявляется от «противного». Если процесс социализации участника коллектива проходит успешно, то он не нуждается в профессиональной помощи руководителя. Необходимость в ней возникает там и тогда, где и когда семья не обеспечивают необходимое развитие, воспитание и образование участника коллектива, в результате чего появляются «социально выпавшие» дети.

Содержательно задачу деятельности руководителя любительским хореографическим коллективом соответственно можно определить как помощь участникам коллектива в интеграции в общество, помощь в развитии, воспитании, образовании, профессиональном становлении, иными словами – помощь в социализации. По сути дела, эта деятельность направлена на изменение тех обстоятельств в жизни, которые характеризуются отсутствием чего-либо, зависимостью от чего-либо или потребностью в чем-либо. [4].

Следовательно, целью деятельности руководителя любительским хореографическим коллективом является создание условий для психологического комфорта и безопасности участника коллектива, удовлетворение его потребностей с помощью социальных, правовых, психологических, педагогических механизмов предупреждения и преодоления негативных явлений в семье, ближайшем окружении и других социумах. [1].

Прежде чем реализовать цель своей деятельности, руководитель любительским хореографическим коллективом должен хорошо представлять особенности развития участника коллектива и среду, в которой он развивается. Особо следует подчеркнуть то, что личность, как правило, не может осознать свои проблемы и объяснить их педагогу. Поэтому руководитель любительским хореографическим коллективом часто оказывается перед необходимостью самостоятельно выявлять факторы, негативно влияющие на участника коллектива, чтобы помочь ему.

Следует помнить, что объектом деятельности руководителя является участник любительского коллектива, однако в процессе деятельности педагог и ребенок вступают в субъектно-субъектные отношения, при которых ребенок является активным участником процесса решения своих проблем, когда это возможно, с помощью педагога-руководителя или других специалистов.

Поскольку деятельность руководителя коллектива, в первую очередь, связана с диагностикой проблем участника хореографического коллектива и среды, педагог должен знать и уметь применять различные диагностические методики (психологические, педагогические, социологические) или же уметь обращаться за помощью к специалистам, которые могут квалифицированно поставить тот или иной диагноз (психологам, юристам, медицинским работникам и др.). [2].

В процессе воспитания и развития участника коллектива руководитель должен уметь прогнозировать условия, обеспечивающие оптимальное его развитие; уметь выбирать методы и средства, позволяющие достичь намеченных результатов. Вполне вероятно, что многие проблемы (улучшение здоровья, материального положения) педагог не сможет решить сам. В этом случае он должен уметь выступать посредником в координации усилий разных специалистов (психолога, медицинского работника, специалиста по социальной работе, юриста и др.), а также ведомств и административных органов (образования, здравоохранения, социальной защиты и др.)

Анализируя различные научные источники  деятельности руководителя любительским хореографическим коллективом можно выделить следующие функции: диагностическую; прогностическую; посредническую; коррекционно-реабилитационную; охранно-защитную; предупредительно-профилактическую; эвристическую. [3].

Любая деятельность осуществляется с помощью средств. К средствам относят все действия, предметы, орудия, приспособления, методы, формы и технологии, с помощью которых достигаются цели деятельности. Многообразие функций деятельности руководителя обусловливает и многообразие ее средств.

Исследуя профессиональные и личностные качества руководителя любительским хореографическим коллективом можно сделать вывод, что в  основе педагогического успеха лежит умение быть искренним, правдивым и доброжелательным с учеником (что не мешает быть строгим), общаться с ним не только на уроках, но и в жизни. Надо уметь быть старшим товарищем и добрым советником. Руководитель любительского хореографического коллектива обязан вести научную работу по специальности, ибо только наука укрепляет практику и опыт и создает возможности предвидений; она обогащает предмет новыми открытиями. Хорошая научная подготовленность обеспечивает кругозор, умение наблюдать и обобщать явления, позволяет верно, научно и методически развивать учебный процесс.

Особенности педагогического процесса в любительских хореографических коллективах определяются, целями и задачами, которые формируются совместно педагогом и участниками коллектива. При этом преобладание субъект-субъективных взаимодействий в коллективе, с обязательной педагогической поддержкой ориентирует участников на поиск, контроль и регулирование собственного психофизиологического состояния.

Анализ теоретической и методической литературы позволил обосновать нам специфику учебно-воспитательного процесса, связанную с ориентацией на индивидуальное продвижение каждого из участников коллектива с учетом его познавательных, творческих, имажитивных, коммуникативных, организаторских и других способностей.

 


Библиографический список
  1. Артпедагогика и арттерапия в специальном образовании: Учеб. для вузов / Е.А. Медведева, И.Ю. Левченко, Л.Н. Комиссарова, Т.А. Добровольская. М.: Академия, 2001
  2. Богданов Г.Ф. Педагогическое руководство любительским танцевальным коллективом / Г.Ф. Богданов. – М., 2011
  3. Блазис, К. Танцем лечим душу / К. Блазис. – М., 1985.
  4. Сластенин В.А. и др. Педагогика: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, Е. Н. Шиянов; Под ред. В.А. Сластенина. – М.: Издательский центр “Академия”, 2002

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться:
  • Регистрация