ЛЮБИТЕЛЬСКОЕ И ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ КИНО, ФОТОТВОРЧЕСТВО СИБИРИ: ПРОБЛЕМА ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ

Хилько Николай Федорович
Омский государственный университет им. Ф.М. Достоевского
профессор кафедры кино-, фото-, видеотворчества, доктор педагогических наук

Аннотация
В статье представлены некоторые особенности взаимодействия любителей и профессионалов в сфере кино- и фототворчества Сибири. Даются общественные формы организации фото- и кинолюбительства и отличительные особенности самодеятельного и профессионального кино- и фототворчества, культурные традиции их взаимодействия.

Ключевые слова: кино- и фотовоспитание, культурные традиции, любительское и профессиональное кино- и фототворчество, медиаобразование и медиапедагогика, общественные форм организации, факторы коммуникации, экранная культура


AMATEUR AND PROFESSIONAL FILM, FOTOTOVORCHESTVO OF SIBERIA: INTERACTION PROBLEMS

N.F.Hilko
Omsk state university of F.M.Dostoevsky
professor of chair film, photo, video creativity, doctor of pedagogical sciences

Abstract
Some features of interaction of fans and professionals are presented in article in the sphere film and photocreativity of Siberia. Public forms of the organization photo and a film amateurism and distinctive features amateur and professional film and photocreativity, cultural traditions of their interaction are given.

Рубрика: Секция 5. Теория и история искусств

Библиографическая ссылка на статью:
Хилько Н.Ф. Любительское и профессиональное кино, фототворчество Сибири: проблема взаимодействия // Культура и образование. – Декабрь 2013. - № 4 [Электронный ресурс]. URL: /2013/12/1132 (дата обращения: 25.12.2013).

Становление и развитие кинематографа и кинолюбительства Сибири связано с многочисленными культурными традициями формирования зрительской аудитории средствами различных жанров кино. В этом отношении характерным является документальное кино, в основе которого лежит авторский взгляд на мир. Коммуникация – язык – творчество – это неотъемлемые части развития экранной культуры в регионе. Следует отметить, что кино- и фототворчество любителей «тесно связано с домашними формами творчества, но может иметь выход на визуальные (аудиовизуальные) формы отражения истории культуры и событий современности» [1, C. 14]. Следовательно, его значение, как личностно, так и социально.

Формирование грамотного, вдумчивого, критически мыслящего зрителя неразрывно с культурой его восприятия, видения, которое постепенно начинает обретать продуктивный характер. Этому способствует система складывающихся в регионах Сибири форм фестивального движения, которая в последнее время все больше концентрирует в себе различные жанры киноискусства, профессиональные и инициативные формы творчества.

Вместе с тем, изучение динамики типологии фестивалей киноискусства в Сибири показало стремительное развитие одних и полное исчезновение других, что, несомненно, требует грамотного регулирования зрительской деятельности. Особо следует выделить в качестве проблемной задачи сферу детского кино как основу медиаобразовательной гуманно-ориентированной деятельности. Смена приоритетов, переворот ценностей в обществе в постперестроечный период серьезно сказывается на проблеме нравственности, красоты и создания. Происходящие сдвиги в культуре в сторону познавательно-развлекательной направленности экранных произведений требуют мер культурно экологического порядка, включающего в себя профилактику, выбор и самооценку. Усложненная система взаимосвязи языка литературы с экранным языком приводит к тому, что усложняется и система восприятия экранизаций. Все это требует обоснования направленности репертуара киностудий, обогащение экрана новыми произведениями, построенными на традициях классических архетипов высоко нравственного и духовно возвышенного кинематографа [2, C. 5].

Смена социально-политического устройства, процессы модернизации и глобализации привели не только к повороту в системе ценностных ориентаций. Последние оказывают существенное влияние на формирование личности в целом. Растущее поколение «миллениума» называет себя по-разному: поколение «next», детьми «пепси-колы», «Мортэна Комбата» «Куклы Барби» и т.п. западных архетипов. В этом процессе ключевое значение имеют два фактора: во-первых, доминирование медиафакторов, приобретающих характер «параллельной педагогики», «вторых родителей» и, во-вторых, традиционное для России преклонение перед Западными стереотипами, создающими иллюзию истинного благополучия. В этой ситуации совершенно нивелируется роль народной культуры, происходит обезличивание молодежи, стираются грани между личностями, что становится основой явления, когда дань этнокультурной традиции заменяется модой.

В растущем потоке информационного воздействия, усилении значимости экранной культуры особое значение приобретает медиакультурные и медиаобразовательные (внешние и внутренние) «регуляторы» психо-эмоционального равновесия личности и социально-психологического климата в обществе в целом. В качестве таковых могли б выступать внешние «регуляторы»: культурно-политическая стратегия кинопоказов; личностная стратегия необходимости рекламы, возрастное распределение экранной продукции. Вместе с тем решающая роль остается за внутренними факторам: психотренингом и психоанализом медиавосприятия, критической оценкой экранных произведений с позиций эстетического, духовного и нравственного содержания. В этой ситуации «определение своей доминантной линии своей индивидуальной программы, своей системы ценностей, – как отмечает Ю.П. Азаров, – способно помочь в осмысленной творческой организации своей жизни» любителями [3, C. 74].

В пространстве антиценностей разрушительное, дестабилизирующее влияние на личность становится движущим фактором развития массовой культуры, придавая ей негативную окраску в форме социального равнодушия. Во главе угла воспитательного процесса в этих условиях становится элемент развлекательности, построенный на низменных инстинктах, акцентуации внешних пороков, физических недостатков, что приводит к деморализации, цинизму, пренебрежению прошлым. В этом контексте благоприятно процветает эстетизация насилия, недостатков, вытесняющих из экранных образов духовно-эстетическую гуманность и человечность. Наряду с этим как отражение главной стихии бездушия появляется тенденция деморализации, разрушительной этики, направленной против нравственных устоев и морального облика человека, главным симптомом которого является пренебрежение общечеловеческие ценностями и замена их на глобальные. На этой почве благопристойно развиваются антихудожественные проявления, полные внешнего лоска, «глянца» (вокал, модные аранжировки, ритмы, картинки), за которыми скрывается беспринципность и убогость содержания.

Инновационный подход к творческой ориентации современной молодежи в пространстве медиакультуры связывается с традиционными представлениями об эстетическом формировании личности, которые являются определяющими в новом научном направлении – педагогике аудиовизуального творчества. Вместе тем новые требования к современным образовательным программам в сфере дополнительного образования и в частности к педагогам, занимающимся кино-, фото- видеотворчеством, требуют пересмотра вопроса относительно функционирования известных эвристических методов творчества в данной сфере. С одной стороны, проявляется специфичность данных методов в аудиовизуальной сфере (экранная фотография, кино, видео), и они начинают приобретать несколько иную окраску. С другой стороны, именно им в настоящее время принадлежит приоритет в этнокультурно-гражданском воспитании как ведущей парадигме современной медиапедагогики молодежи средствами аудиовизуального творчества и на примере его. Только таким образом, с нашей точки зрения, сегодня наиболее продуктивно может решаться главная задача медиапедагогики, поставленная еще классиком педагогической мысли Юрием Николаевичем Усовым – задача активизации зрителя, модернизация его восприятия, придания ему оценочно-критического характера, и, наконец, превращение его в личность творца кино-, фото-, видео- и телевизионных произведений. В этом отношении у омских медиапедагогов существует большая история. Особые страницы творческо-педагогической деятельности представляют собой классические медиапедагогические системы зачинателей творческой фотографии для детей и юношества Бориса Васильевича Чигишева и Михаила Иосифовича Фрумгарца. Силами медиапедагогов Сибири создавался творческий имидж города, в котором сегодня равновелико сосуществуют фотографические и кинематографические инициативы, и благодаря им появилось новое, третье поколение создателей Омской светописи.

Сегодня особенно актуальная программа эстетического воспитания как кино- фотовоспитания на примере образцов отечественного кино, прогрессивных гуманных традиций зарубежных классиков и с помощью многообразных механизмов творчества, показ возможностей важнейшего из искусств, которое как базовая основа подкрепляет воспитание всеми современными медиа: компьютерными технологиями, видео, мультимедиа и т.д.

Помня в сумятице будней об экологии культуры – экологии души, что отвечает ведущей парадигме академика Д.С. Лихачева медиапедагогам важно ориентироваться на следующее. Не забыть в бурно растущем потоке постоянно обновляемых информационных технологий о душе, о ее сохранении в языке живой речи и языке кадра, в ритме звучащих с экрана песен и потоке визуальных образов. Это – самая благороднейшая из задач молодого поколения – верить в добро и показывать его на экране и в фотографических образах.

Рассмотрим общественные формы организации фото- и кинолюбительства.

1. Подростково-юношеские и разновозрастные коллективы: фотокружки, фотолаборатории и фотостудии.

2. Молодежные инициативные фотообъединения и внеучебные формы:

Клубы фотолюбителей, факультеты общественных профессий, факультативы 90-е годы – Профессиональные общественные объединения: фотоклубы при творческих союзах.

4. Массовые формы: фотовыставки, слеты, конкурсы, фестивали (профессиональные, смешанные, любительские, фотофестиваль фотошколы «Со-бытие»).

5. Фотошколы: Б. Чигишева,В. Мельниченко, при Доме журналиста.

7. Фотопропагандисткая работа детских оздоровительных центрах.

Чигишева, Сарсекеева, Хилько Н.Ф., проект Облсют: «Слет юных техников».

8. Специальные фотолюбительские альбомы: «Мир глазами детей» (1971 г.), «Я расту» (1993), «Фототворчество России» (1989 г.).

9. Фотообъединения и фотодеятельность при конфессиях: например фотостудия при школе Кирилла и Мефодия (Ирина Ивахова).

10. Коллекционирование фототехники и фотопроизведений: Х. Кунакбаев, В. Ф. Кудринский и др.

Из этих соображений ясно, что любительская деятельность, в том числе и в сфере документального кинематографа, является частью самодеятельного и отличается от первого в наличии институционально организованных форм деятельности: студий, коллективов, сообществ кинолюбителей. Однако вместе с тем следует иметь в виду, что отмеченная автором «ориентация на реалистичность», сопровождающаяся подражательностью, отнюдь не всегда переходит в формы наивного искусства, а, на наш взгляд, особенно в формах документального отображения жизни склоняется к социально-культурной и художественной идентификации и самоидентификации. При этом такой ориентации самодеятельным кинематографистам или кинолюбителям свойственны сдвиги культурного сознания, перемены в ментальности.

Основная отличительная особенность любительского искусства от профессионального, на наш взгляд, это – инициативная деятельность вне социальных институтов, базирующаяся на эстетических принципах дифференцированных артефактов, приближенных к реальности художественного бытия создателя произведений. Эта особенность опирается на известную закономерность, проявляющуюся в том, что художественное значение фильма отражается и фиксируется в языке, приобретая устойчивость, которая зависит от усвоения опыта поколений и его собственной с р е д ы (разрядка моя – Н.Х) именно благодаря региональной среде возникают локальные артефакты, на которые опирается любительский кинодокументализм.

Вместе с тем в настоящее время активизируются клубные и телевизионные фестивали, способные привлечь кинолюбителей-одиночек. Так, по данным фестивалей любительских видеофильмов Областной станции юных техников, проведенного в 2009 г. существует небольшое количество (около 12) самодеятельных видеостудий при школах, Домах и станциях техники, Домах детского творчества. Это число более чем вдвое меньше количества кинолюбительских студий в 80-е годы ХХ века, считавшиеся периодом расцвета кино-, фотолюбительства: по статистическим данным клуба-кинолаборатории Омской области (руководитель член Союза кинематографистов Г.И. Михайлова) в Омской области в 80-е годы ( 28 студий)1 [4, С. 197-215.].

Анализ студий по ведомственной принадлежности свидетельствует о том, что в городе чуть менее одной трети (28,5%) студий принадлежали заводом, чего не наблюдается в настоящее время. По возрастным параметрам перевес в доперестроечный период был однозначно в сторону взрослых коллективов (85,7%). Соотношение город – село было в сторону города (67,8%), однако оно было чуть больше двух третей. Кроме того, область гордилась тремя народными киностудиями и шестью студиями-лауреатами, что в масштабу огромной страны было не мало. Немалый процент (17,8% ) занимали студии при учебных заведениях (колледжах, вузах), развивавших кинематографические таланты студенческого молодежи. В условиях рынка подобная деятельность перешла в форму дополнительного вузовского образования или в систему массовых видеоконкурсов.

Самодеятельные киностудии высших и средних учебных заведений прн факультетах общественных профессий и научно-исследовательских институтах использовали следующие интеллектуально ориентированные формы взаимодействия: презентация образцов кинолюбительства, самопрезентация, популяризация науки через кинолюбительство, духовно-нравственное развитие в кинотворчестве.

Районные и сельские самодеятельные киностудии использовали несколько другие мобильные формы: сопрезентация и обмен достижениями, передвижные киносеансы. Городские самодеятельные киностудии при Домах культуры, Дворцах творчества и клубах применяли более локализованный спектр форм взаимодействия: показ «имиджа места», киновоспоминания, кинопраздники, кинодискуссии, вечера-портреты.

При этом если проанализировать сравнение характера профессионального документального кино как первичной коммуникативной среды с рядом типически характерных черт самодеятельной кинодокументалистики, то можно увидеть следующие отличительные особенности (см. табл. 1).

Табл. 1. Отличительные особенности самодеятельного и профессионального кино- и фототворчества

Факторы коммуникации

Профессиональное документальное кино и фотоискусство

Самодеятельное документальное кино и фото

1. Аудитория Массовая Локализованная и дифференцированная
2. Содержание коммуникации События, факты, аналитика, проблемы, интервью широкого социального плана Преимущественно камерные сюжеты, события и факты, важные для узкого социального круга
3. Целевая направленность форм взаимодействия Всеобщая направленность взаимодействия; социально-культурный обмен тематикой, идеями и жанрово-стилистическими особенностями Элитарная ориентация взаимодействия, локально-личностная пропагандистская направленность
4. Характер авторства Авторско-коллективный Авторский
5. Тематика Социальная обостренность и широкая общественная значимость тем, идей и сюжетов Камерная тематика, связанная с распространением актуальных тем, идей и проблем на ближайшее социальным окружение

Таблица 1 показывает, что несмотря на различия в локализации аудитории, на которую рассчитан документальный или профессиональный документальный фильм, спектре социальной значимости содержания экранной коммуникации, существуют различия в направленности форм взаимодействия от универсальных, социальных к камерным (всеобщая / элитарная ориентация) – (социально-культурный обмен / локально-личностная пропагандистская направленность). Кроме того, важно отметить существенную особенность, связанную с характером самореализации авторов документальных лент: если среди профессионалов преобладает коллективный характер авторства, то у любителей он исключительно персонифицирован. По отношению к тематике форм коммуникации также имеет место существенное различие: если профессионалы ориентированы на социальную обостренность и широкую общественную значимость тем, идей и сюжетов, то кинодокументалистам-любителям свойственна чаще всего камерная тематика, связанная с распространением актуальных тем, идей и проблем на ближайшее социальным окружение

Итак, отметим основные особенности и культурные традиции взаимодействия профессионалов и омского кинолюбительства. Любительская художественная фотография и киноискусство Сибири обладают следующими особенностями:

1. показом контрастов сибирского ландшафта и драматизма жизненных коллизий;

2. изображением колорита сибирского пейзажа;

3. отражением на снимках яркого эмоционального сибирского характера;

4. образным осмыслением духовного единения сибиряков в их стремлении к вере;

5. сочетанием юмора, иронии и патетики в снимках;

6. наличием космических и экзистенциальных мотивов;

7. показом этнокультурного своеобразия народных гуляний и праздников, их камерности и поликультурного характера;

8. одухотворяющей силой неброских картин сибирского края и его людей.

За десятилетия в области сложились свои культурные традиции взаимодействия профессионалов и любителей, проявляющиеся в сфере художественной фотографии:

1. создание фотогалерей гостей Омска и выдающихся людей города;

2. культурный обмен произведениями фотоискусства с другими

3. постоянная поддержка различных форм детского фотолюбительства как формы самовыражения;

4. стремление как можно раньше раскрыть юные фотодарования;

5. создание комплексных фотовыставок, построенных на синтезе искусств;

6. мобильный характер фотовыставок в городе (Дом художника, галереи, Центры искусств, торговые центры) и по области.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться:
  • Регистрация