Становление и развитие кинематографа и кинолюбительства Сибири связано с многочисленными культурными традициями формирования зрительской аудитории средствами различных жанров кино. В этом отношении характерным является документальное кино, в основе которого лежит авторский взгляд на мир. Коммуникация – язык – творчество – это неотъемлемые части развития экранной культуры в регионе. Следует отметить, что кино- и фототворчество любителей «тесно связано с домашними формами творчества, но может иметь выход на визуальные (аудиовизуальные) формы отражения истории культуры и событий современности» [1, C. 14]. Следовательно, его значение, как личностно, так и социально.
Формирование грамотного, вдумчивого, критически мыслящего зрителя неразрывно с культурой его восприятия, видения, которое постепенно начинает обретать продуктивный характер. Этому способствует система складывающихся в регионах Сибири форм фестивального движения, которая в последнее время все больше концентрирует в себе различные жанры киноискусства, профессиональные и инициативные формы творчества.
Вместе с тем, изучение динамики типологии фестивалей киноискусства в Сибири показало стремительное развитие одних и полное исчезновение других, что, несомненно, требует грамотного регулирования зрительской деятельности. Особо следует выделить в качестве проблемной задачи сферу детского кино как основу медиаобразовательной гуманно-ориентированной деятельности. Смена приоритетов, переворот ценностей в обществе в постперестроечный период серьезно сказывается на проблеме нравственности, красоты и создания. Происходящие сдвиги в культуре в сторону познавательно-развлекательной направленности экранных произведений требуют мер культурно экологического порядка, включающего в себя профилактику, выбор и самооценку. Усложненная система взаимосвязи языка литературы с экранным языком приводит к тому, что усложняется и система восприятия экранизаций. Все это требует обоснования направленности репертуара киностудий, обогащение экрана новыми произведениями, построенными на традициях классических архетипов высоко нравственного и духовно возвышенного кинематографа [2, C. 5].
Смена социально-политического устройства, процессы модернизации и глобализации привели не только к повороту в системе ценностных ориентаций. Последние оказывают существенное влияние на формирование личности в целом. Растущее поколение «миллениума» называет себя по-разному: поколение «next», детьми «пепси-колы», «Мортэна Комбата» «Куклы Барби» и т.п. западных архетипов. В этом процессе ключевое значение имеют два фактора: во-первых, доминирование медиафакторов, приобретающих характер «параллельной педагогики», «вторых родителей» и, во-вторых, традиционное для России преклонение перед Западными стереотипами, создающими иллюзию истинного благополучия. В этой ситуации совершенно нивелируется роль народной культуры, происходит обезличивание молодежи, стираются грани между личностями, что становится основой явления, когда дань этнокультурной традиции заменяется модой.
В растущем потоке информационного воздействия, усилении значимости экранной культуры особое значение приобретает медиакультурные и медиаобразовательные (внешние и внутренние) «регуляторы» психо-эмоционального равновесия личности и социально-психологического климата в обществе в целом. В качестве таковых могли б выступать внешние «регуляторы»: культурно-политическая стратегия кинопоказов; личностная стратегия необходимости рекламы, возрастное распределение экранной продукции. Вместе с тем решающая роль остается за внутренними факторам: психотренингом и психоанализом медиавосприятия, критической оценкой экранных произведений с позиций эстетического, духовного и нравственного содержания. В этой ситуации «определение своей доминантной линии своей индивидуальной программы, своей системы ценностей, – как отмечает Ю.П. Азаров, – способно помочь в осмысленной творческой организации своей жизни» любителями [3, C. 74].
В пространстве антиценностей разрушительное, дестабилизирующее влияние на личность становится движущим фактором развития массовой культуры, придавая ей негативную окраску в форме социального равнодушия. Во главе угла воспитательного процесса в этих условиях становится элемент развлекательности, построенный на низменных инстинктах, акцентуации внешних пороков, физических недостатков, что приводит к деморализации, цинизму, пренебрежению прошлым. В этом контексте благоприятно процветает эстетизация насилия, недостатков, вытесняющих из экранных образов духовно-эстетическую гуманность и человечность. Наряду с этим как отражение главной стихии бездушия появляется тенденция деморализации, разрушительной этики, направленной против нравственных устоев и морального облика человека, главным симптомом которого является пренебрежение общечеловеческие ценностями и замена их на глобальные. На этой почве благопристойно развиваются антихудожественные проявления, полные внешнего лоска, «глянца» (вокал, модные аранжировки, ритмы, картинки), за которыми скрывается беспринципность и убогость содержания.
Инновационный подход к творческой ориентации современной молодежи в пространстве медиакультуры связывается с традиционными представлениями об эстетическом формировании личности, которые являются определяющими в новом научном направлении – педагогике аудиовизуального творчества. Вместе тем новые требования к современным образовательным программам в сфере дополнительного образования и в частности к педагогам, занимающимся кино-, фото- видеотворчеством, требуют пересмотра вопроса относительно функционирования известных эвристических методов творчества в данной сфере. С одной стороны, проявляется специфичность данных методов в аудиовизуальной сфере (экранная фотография, кино, видео), и они начинают приобретать несколько иную окраску. С другой стороны, именно им в настоящее время принадлежит приоритет в этнокультурно-гражданском воспитании как ведущей парадигме современной медиапедагогики молодежи средствами аудиовизуального творчества и на примере его. Только таким образом, с нашей точки зрения, сегодня наиболее продуктивно может решаться главная задача медиапедагогики, поставленная еще классиком педагогической мысли Юрием Николаевичем Усовым – задача активизации зрителя, модернизация его восприятия, придания ему оценочно-критического характера, и, наконец, превращение его в личность творца кино-, фото-, видео- и телевизионных произведений. В этом отношении у омских медиапедагогов существует большая история. Особые страницы творческо-педагогической деятельности представляют собой классические медиапедагогические системы зачинателей творческой фотографии для детей и юношества Бориса Васильевича Чигишева и Михаила Иосифовича Фрумгарца. Силами медиапедагогов Сибири создавался творческий имидж города, в котором сегодня равновелико сосуществуют фотографические и кинематографические инициативы, и благодаря им появилось новое, третье поколение создателей Омской светописи.
Сегодня особенно актуальная программа эстетического воспитания как кино- фотовоспитания на примере образцов отечественного кино, прогрессивных гуманных традиций зарубежных классиков и с помощью многообразных механизмов творчества, показ возможностей важнейшего из искусств, которое как базовая основа подкрепляет воспитание всеми современными медиа: компьютерными технологиями, видео, мультимедиа и т.д.
Помня в сумятице будней об экологии культуры – экологии души, что отвечает ведущей парадигме академика Д.С. Лихачева медиапедагогам важно ориентироваться на следующее. Не забыть в бурно растущем потоке постоянно обновляемых информационных технологий о душе, о ее сохранении в языке живой речи и языке кадра, в ритме звучащих с экрана песен и потоке визуальных образов. Это – самая благороднейшая из задач молодого поколения – верить в добро и показывать его на экране и в фотографических образах.
Рассмотрим общественные формы организации фото- и кинолюбительства.
1. Подростково-юношеские и разновозрастные коллективы: фотокружки, фотолаборатории и фотостудии.
2. Молодежные инициативные фотообъединения и внеучебные формы:
Клубы фотолюбителей, факультеты общественных профессий, факультативы 90-е годы – Профессиональные общественные объединения: фотоклубы при творческих союзах.
4. Массовые формы: фотовыставки, слеты, конкурсы, фестивали (профессиональные, смешанные, любительские, фотофестиваль фотошколы «Со-бытие»).
5. Фотошколы: Б. Чигишева,В. Мельниченко, при Доме журналиста.
7. Фотопропагандисткая работа детских оздоровительных центрах.
Чигишева, Сарсекеева, Хилько Н.Ф., проект Облсют: «Слет юных техников».
8. Специальные фотолюбительские альбомы: «Мир глазами детей» (1971 г.), «Я расту» (1993), «Фототворчество России» (1989 г.).
9. Фотообъединения и фотодеятельность при конфессиях: например фотостудия при школе Кирилла и Мефодия (Ирина Ивахова).
10. Коллекционирование фототехники и фотопроизведений: Х. Кунакбаев, В. Ф. Кудринский и др.
Из этих соображений ясно, что любительская деятельность, в том числе и в сфере документального кинематографа, является частью самодеятельного и отличается от первого в наличии институционально организованных форм деятельности: студий, коллективов, сообществ кинолюбителей. Однако вместе с тем следует иметь в виду, что отмеченная автором «ориентация на реалистичность», сопровождающаяся подражательностью, отнюдь не всегда переходит в формы наивного искусства, а, на наш взгляд, особенно в формах документального отображения жизни склоняется к социально-культурной и художественной идентификации и самоидентификации. При этом такой ориентации самодеятельным кинематографистам или кинолюбителям свойственны сдвиги культурного сознания, перемены в ментальности.
Основная отличительная особенность любительского искусства от профессионального, на наш взгляд, это – инициативная деятельность вне социальных институтов, базирующаяся на эстетических принципах дифференцированных артефактов, приближенных к реальности художественного бытия создателя произведений. Эта особенность опирается на известную закономерность, проявляющуюся в том, что художественное значение фильма отражается и фиксируется в языке, приобретая устойчивость, которая зависит от усвоения опыта поколений и его собственной с р е д ы (разрядка моя – Н.Х) именно благодаря региональной среде возникают локальные артефакты, на которые опирается любительский кинодокументализм.
Вместе с тем в настоящее время активизируются клубные и телевизионные фестивали, способные привлечь кинолюбителей-одиночек. Так, по данным фестивалей любительских видеофильмов Областной станции юных техников, проведенного в 2009 г. существует небольшое количество (около 12) самодеятельных видеостудий при школах, Домах и станциях техники, Домах детского творчества. Это число более чем вдвое меньше количества кинолюбительских студий в 80-е годы ХХ века, считавшиеся периодом расцвета кино-, фотолюбительства: по статистическим данным клуба-кинолаборатории Омской области (руководитель член Союза кинематографистов Г.И. Михайлова) в Омской области в 80-е годы ( 28 студий)1 [4, С. 197-215.].
Анализ студий по ведомственной принадлежности свидетельствует о том, что в городе чуть менее одной трети (28,5%) студий принадлежали заводом, чего не наблюдается в настоящее время. По возрастным параметрам перевес в доперестроечный период был однозначно в сторону взрослых коллективов (85,7%). Соотношение город – село было в сторону города (67,8%), однако оно было чуть больше двух третей. Кроме того, область гордилась тремя народными киностудиями и шестью студиями-лауреатами, что в масштабу огромной страны было не мало. Немалый процент (17,8% ) занимали студии при учебных заведениях (колледжах, вузах), развивавших кинематографические таланты студенческого молодежи. В условиях рынка подобная деятельность перешла в форму дополнительного вузовского образования или в систему массовых видеоконкурсов.
Самодеятельные киностудии высших и средних учебных заведений прн факультетах общественных профессий и научно-исследовательских институтах использовали следующие интеллектуально ориентированные формы взаимодействия: презентация образцов кинолюбительства, самопрезентация, популяризация науки через кинолюбительство, духовно-нравственное развитие в кинотворчестве.
Районные и сельские самодеятельные киностудии использовали несколько другие мобильные формы: сопрезентация и обмен достижениями, передвижные киносеансы. Городские самодеятельные киностудии при Домах культуры, Дворцах творчества и клубах применяли более локализованный спектр форм взаимодействия: показ «имиджа места», киновоспоминания, кинопраздники, кинодискуссии, вечера-портреты.
При этом если проанализировать сравнение характера профессионального документального кино как первичной коммуникативной среды с рядом типически характерных черт самодеятельной кинодокументалистики, то можно увидеть следующие отличительные особенности (см. табл. 1).
Табл. 1. Отличительные особенности самодеятельного и профессионального кино- и фототворчества
№ |
Факторы коммуникации |
Профессиональное документальное кино и фотоискусство |
Самодеятельное документальное кино и фото |
1. | Аудитория | Массовая | Локализованная и дифференцированная |
2. | Содержание коммуникации | События, факты, аналитика, проблемы, интервью широкого социального плана | Преимущественно камерные сюжеты, события и факты, важные для узкого социального круга |
3. | Целевая направленность форм взаимодействия | Всеобщая направленность взаимодействия; социально-культурный обмен тематикой, идеями и жанрово-стилистическими особенностями | Элитарная ориентация взаимодействия, локально-личностная пропагандистская направленность |
4. | Характер авторства | Авторско-коллективный | Авторский |
5. | Тематика | Социальная обостренность и широкая общественная значимость тем, идей и сюжетов | Камерная тематика, связанная с распространением актуальных тем, идей и проблем на ближайшее социальным окружение |
Таблица 1 показывает, что несмотря на различия в локализации аудитории, на которую рассчитан документальный или профессиональный документальный фильм, спектре социальной значимости содержания экранной коммуникации, существуют различия в направленности форм взаимодействия от универсальных, социальных к камерным (всеобщая / элитарная ориентация) – (социально-культурный обмен / локально-личностная пропагандистская направленность). Кроме того, важно отметить существенную особенность, связанную с характером самореализации авторов документальных лент: если среди профессионалов преобладает коллективный характер авторства, то у любителей он исключительно персонифицирован. По отношению к тематике форм коммуникации также имеет место существенное различие: если профессионалы ориентированы на социальную обостренность и широкую общественную значимость тем, идей и сюжетов, то кинодокументалистам-любителям свойственна чаще всего камерная тематика, связанная с распространением актуальных тем, идей и проблем на ближайшее социальным окружение
Итак, отметим основные особенности и культурные традиции взаимодействия профессионалов и омского кинолюбительства. Любительская художественная фотография и киноискусство Сибири обладают следующими особенностями:
1. показом контрастов сибирского ландшафта и драматизма жизненных коллизий;
2. изображением колорита сибирского пейзажа;
3. отражением на снимках яркого эмоционального сибирского характера;
4. образным осмыслением духовного единения сибиряков в их стремлении к вере;
5. сочетанием юмора, иронии и патетики в снимках;
6. наличием космических и экзистенциальных мотивов;
7. показом этнокультурного своеобразия народных гуляний и праздников, их камерности и поликультурного характера;
8. одухотворяющей силой неброских картин сибирского края и его людей.
За десятилетия в области сложились свои культурные традиции взаимодействия профессионалов и любителей, проявляющиеся в сфере художественной фотографии:
1. создание фотогалерей гостей Омска и выдающихся людей города;
2. культурный обмен произведениями фотоискусства с другими
3. постоянная поддержка различных форм детского фотолюбительства как формы самовыражения;
4. стремление как можно раньше раскрыть юные фотодарования;
5. создание комплексных фотовыставок, построенных на синтезе искусств;
6. мобильный характер фотовыставок в городе (Дом художника, галереи, Центры искусств, торговые центры) и по области.