СФЕРА КУЛЬТУРЫ – КАК СРЕДА ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ НЕКОММЕРЧЕСКИХ СОЦИАЛЬНО – ОРИЕНТИРОВАННЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ

Мищенко Кристина Сергеевна
Иркутский государственный университет
аспирант кафедры государственного и муниципального управления

Аннотация
В представленной статье основное внимание уделено сфере культуры и функционированию в ней социально - ориентированных некоммерческих организаций, которые приобретают особую актуальность. Дается определение сфере культуры как узком, так и в широком смысле. Новизна научной статьи заключается в представлении основных теоретические концепции становления и развития некоммерческих организаций. В статье анализируются основные роли государства по отношению к культуре и искусству.

Ключевые слова: социально-ориентированные организации, сфера культуры


THE CULTURE SPHERE - AS A MEDIUM OF FUNCTIONING NON FOR PROFIT ORGANIZATIONZ

Mishchenko Kristina Sergeevna
Irkutsk State University.
postgraduate at Department of Public Administration

Abstract
In this article the author focuses at particular culture and social functioning social - oriented non for profit organizations that acquires special importance. Provides a definition of the field of culture as a narrow and in a broad sense. The novelty of the research paper is to present the basic theoretical concepts of formation and development of non-profit organizations. The article analyzes the main role of the state in relation to culture and art.

Рубрика: Секция 1. Актуальные проблемы культуры и общества

Библиографическая ссылка на статью:
Мищенко К.С. Сфера культуры – как среда функционирования некоммерческих социально - ориентированных организаций // Культура и образование. – Декабрь 2013. - № 4 [Электронный ресурс]. URL: /2013/12/1090 (дата обращения: 16.12.2013).

Опубликовано пользователем: cristabaik

Основополагающим фактором в экономическом развитии являет собой гражданское общество. Гражданские инициативы на сегодняшний день  приобретают особую актуальность, будучи объединены ориентацией на улучшение социальных условий общества требуют всесторонней  поддержки государства.
Гражданские инициативы в социально – значимых сферах российского общества, таких как: здравоохранение, образование, культура, искусства подкреплены новыми обстоятельствами современной жизни. Гражданское общество активно проникает в многие социальные сферы, предлагая обоснованные преобразования и улучшения.  Особые внимание хотелось бы остановить на сфере культуры.
Культура представляет собой способ бытия человека, в качестве социального существа, это система порождения, сохранения всячески наследуемого социального опыта. [Тульчинский, 2009, с. 13]
В узком смысле согласно Г.Л. Тульчинскому, культура представляет собой конкретную сферу жизни общества, включающую культурно – историческое наследие (музейное, библиотечное и архивное дело, национальные и местные традиции,праздники), художественное образование  и детское творчество, искусство, исполнительство, концертную деятельность и многие др. [Тульчинский, 2009, с. 14]
Сфера культуры, как считают мировые экономисты и политологи Б.Мурдер и Ф.Фукуяма в ближайшие годы станет движущей силой возникновения новых социально – экономических структур. Культура, по мнению этих авторов как общественный капитал будет играть для экономического развития более важную роль, чем международные денежные потоки и инфраструктуры. [Myrder, Fukuyama, 2011, p.101]
Значимость на сегодняшний день приобретают некоммерческие социально – ориентированные организации, ведущие свою деятельность в сфере культуры и искусства.
К некоммерческим организациям в нашей стране относят организации, чья деятельность прежде всего направлена на социальную сферу.  А так же важным является нераспределение  финансовой прибыли полученной в ходе функционирования организации между ее членами. По представлению современных теоретических концепций, посвященных непосредственной работе данных организаций является: 1. Теория «производства общественных благ» (public goods product theory) разработанная американскими учеными Д. Шифой и Б. Вайсброда.[Shiff, Weisbrod, 1993, 256] По представлениям данных авторов специфика фукционирования некоммерческих организаций  состоит в причинах появления данных организаций. Собственно говоря возникают они в силу неэффективности коммерческих структур, которые производят общестевнные блага. 2. Теория «невыполенненого контракта» (the contract failure  theory)  являет собой сочетание трех факторов, таких как: маркетинг, фандрейзинг и добровольничество, которые при комплексном взаимодействии могут нести ущерб потребителю. Так считают авторы этой теории: И Илман и Г. Хансман. Суть данной теории можно изложить следующим образом: потребители услуг прежде всего страдают от низкого качества продукции представляемой потребителем: намеренно завышенная цена при низком качестве продукции, что по итогу приводит к ухудшению благосостояния клиента.[Hans mann, 1987, 187]. 3. теория «контроля стейкхолдеров»  (the  stakeholder control theory). Под стейкхолдерами в данной теории авторы представляют партнеров, поставщиков, посредников, спонсоров, благотворителей. Представителями данной теории являются А. Бен Нер, Б. Гуи и Т. ван Хомиссен,И. Фама и М. Дженсен. [Ben Ner, Gui, 1993, 166 ]. Авторы данной теории останавливают свое внимание на ответственности партнеров перед организацией как основных действующих лиц, гарантирующих всестороннее выполнение своих обязательств перед потребителями и перед самой некоммерческой организацией.
Представленные теории отражают современное тенденции в развитии третьего сектора на сегодняшний день.
Собственно говоря, сфера культуры это сфера преимущественно некоммерческой деятельности. С созданием впервые в 1953 г. Министерства культуры, сфера культуры и искусства получала гармоничное развитие и всестороннее финансирование из государственного бюджета. Государство придирчиво подходило к  вопросам контроля  и регулирования данной сферы, но гарантировало финансовые дотации и стабильность.  В современное время  государство так же занимает главенствующую роль в регулировании данной сферы. Оно при воздействии следующих, представленных ниже рычагов способствовало процветания и обогащению данной сферы, наделению ее социальными ценностями и многообразием:
 1. Создание законодательной базы, регулирующей правовую сторону создания, существования и дальнейших перспектив.
2. Собственность (учредительство)  создание и деятельность собственной сети учреждений культуры, учредителями которой выступают государственные  органы.
3. Контроль  и администрирование деятельность государственных органов управления и контроля со стороны учредителей и вышестоящих инстанций, а так же вневедомственный контроль (налоговая инспекция, пожарный и санитарный надзор);
4. Культурная политика – выработка приоритетных направлений развития сферы культуры на федеральном, региональном и  местных уровнях.
5. Финансирование  - выделение средств из федерального и местных бюджетов как на содержание государственных учреждений культуры соответствующего уровня, так и на реализацию «госзаказа» - программ и проектов.
 6. Организационная поддержка организаций, проектов, программ.
7. Воспроизводство профессиональной среды – подготовка и переподготовка специалистов  и работников сферы культуры в государственных образовательных учреждениях (вузах, средних специальных учебных заведениях, курсов повышения квалификации), а так же контроль за соблюдением соответствующих государственных образовательных стандартов в образовательных учреждениях и организациях вне зависимости от их формы собственности и ведомственной принадлежности (лицензирование, аккредитация).
 8. Стимулирование  - налогообложение и прочие действия, побуждающие к поддержке и развитию культуры и искусства.
9. Информационное обеспечение выработки решений, деятельности, анализа ее результатов. [Тульчинский, 2009, с. 45]
 Социально – культурная сфера является особым звеном в развитии и формировании культурного, творческого, успешного индивида,  в рамках социума. Государственная поддерка учреждений культуры и искусства носит не только финансовый, законодательный, организационный, информационный аспект. Государство играет следующие роли по отношению к культуре и искусству: 1. «Помощник» — когда государство все свое внимание концентрирует на поддержании и развитии разнообразия как в некоммерческом профессиональном, так и в любительском творчестве, достигая это поддержкой скорее культурной деятельности в целом, а не каких - то отдельных стилей и направлений. Источники финансирования в данном случае оказываются разнообразными, а роль правительства состоит исключительно в поощрении этого разнообразия всеми силами (прежде всего — законодательно и налоговой политикой). Классический пример «помощника» — государственная поддержка культуры в США. 2. «Патрон» — когда государство концентрирует свое внимание больше на том, чтобы обеспечить стандарты профессионального творчества и деятельности. Например, оно поощряет художественное мастерство с помощью стипендий и более активно участвует в культурной жизни, чем «помощник». Типичный пример такой ситуации — Великобритания. 3. «Архитектор» — когда помощь культуре и искусству со стороны государства является частью его программы повышения благосостояния общества. В основе его политики лежат скорее стандарты общества, чем профессиональные стандарты профессиональной среды сферы культуры. Сама же поддержка выражается исключительно в долгосрочном прямом государственном финансировании. 4. «Инженер» — когда государство владеет и распоряжается средствами осуществления культурной деятельности и художественного творчества. Например, оно поддерживает то искусство, которое отвечает его политическим целям и стандартам. Примером такой государственной политики является бывший СССР.[Тульчинский, 2009, с. 87]
Государственное и некоммерческое взаимодействие приобретает особую актуальность. Некоммерческий сектор в сфере культуры и искусства формирует новые подходы и варианты развития социума в меняющихся экономических условиях, что позволяет данной сфере перейти на ориентированность на общество и его культурные потребности в искусстве, творчестве.

Библиографический список
  1. Тульчинский Г.Л.,Шекова Е.Л. Менеджмент в сфере культуры. Учебное пособие. СПб., 2009. C 521
  2. Myrder B., Fukuyama F. New cultural politics of differences is possible?. Yale University Press, 2011.
  3. Schiff D., Weisbrod B. Harvard University Press, 1993.
  4. Hans mann B, Oxford University Press, 1987.
  5. Ben Ner A. &Gui B., Oxford University Press, 1993.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться:
  • Регистрация