Основополагающим фактором в экономическом развитии являет собой гражданское общество. Гражданские инициативы на сегодняшний день приобретают особую актуальность, будучи объединены ориентацией на улучшение социальных условий общества требуют всесторонней поддержки государства. Гражданские инициативы в социально – значимых сферах российского общества, таких как: здравоохранение, образование, культура, искусства подкреплены новыми обстоятельствами современной жизни. Гражданское общество активно проникает в многие социальные сферы, предлагая обоснованные преобразования и улучшения. Особые внимание хотелось бы остановить на сфере культуры. Культура представляет собой способ бытия человека, в качестве социального существа, это система порождения, сохранения всячески наследуемого социального опыта. [Тульчинский, 2009, с. 13] В узком смысле согласно Г.Л. Тульчинскому, культура представляет собой конкретную сферу жизни общества, включающую культурно – историческое наследие (музейное, библиотечное и архивное дело, национальные и местные традиции,праздники), художественное образование и детское творчество, искусство, исполнительство, концертную деятельность и многие др. [Тульчинский, 2009, с. 14] Сфера культуры, как считают мировые экономисты и политологи Б.Мурдер и Ф.Фукуяма в ближайшие годы станет движущей силой возникновения новых социально – экономических структур. Культура, по мнению этих авторов как общественный капитал будет играть для экономического развития более важную роль, чем международные денежные потоки и инфраструктуры. [Myrder, Fukuyama, 2011, p.101] Значимость на сегодняшний день приобретают некоммерческие социально – ориентированные организации, ведущие свою деятельность в сфере культуры и искусства. К некоммерческим организациям в нашей стране относят организации, чья деятельность прежде всего направлена на социальную сферу. А так же важным является нераспределение финансовой прибыли полученной в ходе функционирования организации между ее членами. По представлению современных теоретических концепций, посвященных непосредственной работе данных организаций является: 1. Теория «производства общественных благ» (public goods product theory) разработанная американскими учеными Д. Шифой и Б. Вайсброда.[Shiff, Weisbrod, 1993, 256] По представлениям данных авторов специфика фукционирования некоммерческих организаций состоит в причинах появления данных организаций. Собственно говоря возникают они в силу неэффективности коммерческих структур, которые производят общестевнные блага. 2. Теория «невыполенненого контракта» (the contract failure theory) являет собой сочетание трех факторов, таких как: маркетинг, фандрейзинг и добровольничество, которые при комплексном взаимодействии могут нести ущерб потребителю. Так считают авторы этой теории: И Илман и Г. Хансман. Суть данной теории можно изложить следующим образом: потребители услуг прежде всего страдают от низкого качества продукции представляемой потребителем: намеренно завышенная цена при низком качестве продукции, что по итогу приводит к ухудшению благосостояния клиента.[Hans mann, 1987, 187]. 3. теория «контроля стейкхолдеров» (the stakeholder control theory). Под стейкхолдерами в данной теории авторы представляют партнеров, поставщиков, посредников, спонсоров, благотворителей. Представителями данной теории являются А. Бен Нер, Б. Гуи и Т. ван Хомиссен,И. Фама и М. Дженсен. [Ben Ner, Gui, 1993, 166 ]. Авторы данной теории останавливают свое внимание на ответственности партнеров перед организацией как основных действующих лиц, гарантирующих всестороннее выполнение своих обязательств перед потребителями и перед самой некоммерческой организацией. Представленные теории отражают современное тенденции в развитии третьего сектора на сегодняшний день. Собственно говоря, сфера культуры это сфера преимущественно некоммерческой деятельности. С созданием впервые в 1953 г. Министерства культуры, сфера культуры и искусства получала гармоничное развитие и всестороннее финансирование из государственного бюджета. Государство придирчиво подходило к вопросам контроля и регулирования данной сферы, но гарантировало финансовые дотации и стабильность. В современное время государство так же занимает главенствующую роль в регулировании данной сферы. Оно при воздействии следующих, представленных ниже рычагов способствовало процветания и обогащению данной сферы, наделению ее социальными ценностями и многообразием: 1. Создание законодательной базы, регулирующей правовую сторону создания, существования и дальнейших перспектив. 2. Собственность (учредительство) создание и деятельность собственной сети учреждений культуры, учредителями которой выступают государственные органы. 3. Контроль и администрирование деятельность государственных органов управления и контроля со стороны учредителей и вышестоящих инстанций, а так же вневедомственный контроль (налоговая инспекция, пожарный и санитарный надзор); 4. Культурная политика – выработка приоритетных направлений развития сферы культуры на федеральном, региональном и местных уровнях. 5. Финансирование - выделение средств из федерального и местных бюджетов как на содержание государственных учреждений культуры соответствующего уровня, так и на реализацию «госзаказа» - программ и проектов. 6. Организационная поддержка организаций, проектов, программ. 7. Воспроизводство профессиональной среды – подготовка и переподготовка специалистов и работников сферы культуры в государственных образовательных учреждениях (вузах, средних специальных учебных заведениях, курсов повышения квалификации), а так же контроль за соблюдением соответствующих государственных образовательных стандартов в образовательных учреждениях и организациях вне зависимости от их формы собственности и ведомственной принадлежности (лицензирование, аккредитация). 8. Стимулирование - налогообложение и прочие действия, побуждающие к поддержке и развитию культуры и искусства. 9. Информационное обеспечение выработки решений, деятельности, анализа ее результатов. [Тульчинский, 2009, с. 45] Социально – культурная сфера является особым звеном в развитии и формировании культурного, творческого, успешного индивида, в рамках социума. Государственная поддерка учреждений культуры и искусства носит не только финансовый, законодательный, организационный, информационный аспект. Государство играет следующие роли по отношению к культуре и искусству: 1. «Помощник» — когда государство все свое внимание концентрирует на поддержании и развитии разнообразия как в некоммерческом профессиональном, так и в любительском творчестве, достигая это поддержкой скорее культурной деятельности в целом, а не каких - то отдельных стилей и направлений. Источники финансирования в данном случае оказываются разнообразными, а роль правительства состоит исключительно в поощрении этого разнообразия всеми силами (прежде всего — законодательно и налоговой политикой). Классический пример «помощника» — государственная поддержка культуры в США. 2. «Патрон» — когда государство концентрирует свое внимание больше на том, чтобы обеспечить стандарты профессионального творчества и деятельности. Например, оно поощряет художественное мастерство с помощью стипендий и более активно участвует в культурной жизни, чем «помощник». Типичный пример такой ситуации — Великобритания. 3. «Архитектор» — когда помощь культуре и искусству со стороны государства является частью его программы повышения благосостояния общества. В основе его политики лежат скорее стандарты общества, чем профессиональные стандарты профессиональной среды сферы культуры. Сама же поддержка выражается исключительно в долгосрочном прямом государственном финансировании. 4. «Инженер» — когда государство владеет и распоряжается средствами осуществления культурной деятельности и художественного творчества. Например, оно поддерживает то искусство, которое отвечает его политическим целям и стандартам. Примером такой государственной политики является бывший СССР.[Тульчинский, 2009, с. 87] Государственное и некоммерческое взаимодействие приобретает особую актуальность. Некоммерческий сектор в сфере культуры и искусства формирует новые подходы и варианты развития социума в меняющихся экономических условиях, что позволяет данной сфере перейти на ориентированность на общество и его культурные потребности в искусстве, творчестве.
Библиографический список
- Тульчинский Г.Л.,Шекова Е.Л. Менеджмент в сфере культуры. Учебное пособие. СПб., 2009. C 521
- Myrder B., Fukuyama F. New cultural politics of differences is possible?. Yale University Press, 2011.
- Schiff D., Weisbrod B. Harvard University Press, 1993.
- Hans mann B, Oxford University Press, 1987.
- Ben Ner A. &Gui B., Oxford University Press, 1993.