РАЗВИТИЕ ПРОЕКТНОЙ КУЛЬТУРЫ XXI В.

Балакина Светлана Владимировна
НГПУ им. Козьмы Минина
магистрант гр. МД-12

Аннотация
Проектная культура содержит в себе удивительные возможности, поскольку способна преобразить человека любого возраста. Развитие дизайнерских проектных навыков ориентировано на продуктивность воображения, силу и свободу творчества. Без проектных навыков в дизайне не может обойтись преподаватель, который задумывается о перспективе развития своих учащихся, который заинтересован в творческом развитии своих учеников. В этом ему помогает проектная культура, которая позволяет решить ту или иную проблему в результате самостоятельных действий учащихся. Благодаря проектным методам педагог организует учебные проекты, проектирует собственные учебные программы.

Ключевые слова: дизайн, проектная культура


DEVELOPMENT OF DESIGN CULTURE IN XXI CENTURY

Balakina S.V.
NGPU them. Kozma Minin
undergraduate c. MD-12

Abstract
Design culture contains an amazing opportunity as a person is able to transform any age. Design skills development project focused on the productivity of the imagination , power and creative freedom. No design design skills can do a teacher who thinks about the future development of their students , who are interested in the creative development of their students. This helps him design culture , which allows to solve a particular problem as a result of independent action of students. Due to the design methods organizes teacher training projects , designing their own curricula.

Рубрика: Секция 1. Актуальные проблемы культуры и общества

Библиографическая ссылка на статью:
Балакина С.В. Развитие проектной культуры XXI в. // Культура и образование. – Декабрь 2013. - № 4 [Электронный ресурс]. URL: /2013/12/1086 (дата обращения: 04.12.2013).

Опубликовано пользователем: svetik

Успех в современном мире во многом определяется способностью человека организовать свою жизнь как проект: определить дальнюю и ближайшую перспективу, найти и привлечь необходимые ресурсы, наметить план действий и, осуществив его, оценить, удалось ли достичь поставленных целей. Сегодня именно дизайнерская проектная культура стала средством развития человека, именно она помогает подняться на новую ступень профессионального мастерства.

Проектная культура содержит в себе удивительные возможности, поскольку способна преобразить человека любого возраста. Развитие дизайнерских проектных навыков ориентировано на продуктивность воображения, силу и свободу творчества. Без проектных навыков в дизайне не может обойтись преподаватель, который задумывается о перспективе развития своих учащихся, который заинтересован в творческом развитии своих учеников. В этом ему помогает проектная культура, которая позволяет решить ту или иную проблему в результате самостоятельных действий учащихся. Благодаря проектным методам педагог организует учебные проекты, проектирует собственные учебные программы.

Педагог становится участником проектной деятельности в разных ситуациях, ролях и позициях. Его методы познания становятся основной структурой процесса обучения ориентированного на проектную деятельность студентов, которые способствуют: обеспечению целостности педагогического процесса; осуществлению в единстве разностороннего развития, обучения и воспитания учащихся; развитию творческих способностей и активности учащихся; формированию проектного мировоззрения и мышления; формированию познавательных мотивов учения, так как учащиеся видят конечный результат своей деятельности, который возвеличивает их в собственных глазах и вызывает желание учиться и совершенствовать свои знания, умения и личностные качества.

Характерной особенностью проектной культуры является создание новых продуктов и одновременно познание того, что лишь может возникнуть. Оно представляет собой особый тип научно-прогностического видения действительности, который охватывает и изменяет ее согласно требованиям развития практики. Изложенное о проектной культуре дизайнерского познания свидетельствует о специфической сущности задач и проблем, которые должны быть решены дизайнером. Дизайнер стремится дать практический результат в пределах определенного временного промежутка, тогда как ученый или гуманитарий могут, и часто именно это от них и ожидается, откладывать свои суждения и решения до тех пор, пока не накопится больше данных, и почти всегда приходят к обоснованному выводу, что «требуются дальнейшие исследования». Дизайнер же стремится отыскать первичную модель-идею, которая позволит обозначить пределы проблемы и одновременно сделать предположение о природе возможного решения.

Чтобы справиться с плохо сформулированной проблемой, дизайнер должен иметь достаточно смелости для определения, переопределения и изменения ее в свете того решения, которое он создает с помощью головы и рук. Этой смелости также надо учиться. Известный методолог дизайна К. Джонс заметил как-то, что изменение проблемы для того, чтобы найти решение, относится к самому ответственному и трудному моменту дизайнерской деятельности, и подчеркнул, что дизайн нельзя смешивать ни с искусством, ни с наукой, в частности с математикой. Опасения в неправильном истолковании специфической природы дизайнерской деятельности стали общим местом и в теоретических рассуждениях о дизайне.

Многие методологи особенно боятся смешивать ее с научной деятельностью: «Научный метод является моделью поведения, связанного с поисками решения проблемы и используемого для обнаружения природы того, что существует тогда, как дизайнерский метод есть модель поведения, используемого для изобретения имеющих ценность предметов, которые прежде не существовали. Наука аналитична, дизайн конструктивен» [2].

«Естественные науки имеют дело с вещами, как они есть, дизайн, напротив, имеет дело с вещами, как они должны быть. Основывать теорию дизайна на не соответствующих ему парадигмах логики и науки – значит допускать грубую ошибку. Логика заинтересована в абстрактных формах. Наука исследует существующие формы. Дизайн кладет начало новым формам» [2].

В приведенных выдержках подчеркивается конструктивная, творческая природа дизайнерской деятельности, которая является скорее процессом синтеза моделей, чем процессом их осознания. Решение просто скрывается среди наличных данных, оно должно быть сконструировано как результат активности самого дизайнера. Дизайнер знает, сознательно или бессознательно, что для того, чтобы получить уникальное решение, он должен добавить к уже имеющейся информации некоторые ингредиенты. Само по себе такое знание, разумеется, недостаточно. Дизайнер должен найти самый нужный ингредиент, он использует свою силу предвидения и оригинальность мысли для того, чтобы его получить. В этом ему и помогают методы познания.

Деятельность дизайнеров и их карьера невозможны без сопутствующего движения и предрасположенности визуально образованной публики. Взаимоотношения дизайнера с обществом — это процесс, в ходе которого дизайнеры устанавливают «опережающие» стандарты, а общество их перенимает, требуя от дизайнеров нового творческого скачка, удовлетворяющего новым амбициям потребителей.

Будучи внутренне свободным, творчество дизайнера внешне обусловлено целым рядом ограничений. С одной стороны, дизайнер, как деятель искусства, должен наращивать культурный потенциал общества, с другой — обязан следовать социально-экономическим, функциональным, технологическим и другим законам и требованиям, учитывая непременное многообразие целей для каждой проектной ситуации, причем целей зачастую противоречивых или даже взаимоисключающих друг друга. Поэтому методика дизайна заимствована из самых разнообразных источников. Ее большая часть взята из различных видов искусств (архитектуры, скульптуры, декоративно-прикладного искусства, театра и кинематографа) и разных областей техники, экономики, социологии, прикладных наук (например, эргономики).

Проектная культура включает:

1. Наличие значимой в исследовательском, творческом плане проблемы (задачи), требующей интегрированного знания, исследовательского поиска для ее решения.

2. Практическая, теоретическая, познавательная значимость предполагаемых результатов.

3. Самостоятельная (индивидуальная, парная, групповая) деятельность учащихся.

4. Определение конечных целей совместных и индивидуальных проектов.

5. Определение базовых знаний из различных областей, необходимых для работы над проектом.

6. Структурирование содержательной части проекта (с указанием по-этапных результатов).

7. Использование исследовательских методов: определение проблемы и вытекающих из нее задач исследования; выдвижение гипотезы их решения и обсуждение методов исследования; оформление конечных результатов; анализ полученных данных; подведение итогов, корректировка, выводы (использование в ходе творческих отчетов, просмотров и т.д.).

Безусловно, разработка методик, препарирование творческого процесса в определенном смысле примитивизирует этот процесс. Но простое позволяет понять сложное. Рассмотренные методы дизайн-деятельности выступают как история развития идей и взглядов, многие из которых некогда не получили должного признания (например, из-за нехватки квалифицированных педагогов, недостаточно развитой технической базы и т.п.). Зато на основе достигнутого и с помощью данных современной науки можно правильно строить теорию художественно-дизайнерской деятельности.

На наш взгляд, развитие проектной культуры позволяет проектной деятельности и в дальнейшем найти достойное применение в педагогике, так как проектная деятельность содержит в себе удивительные возможности, способна преобразить человека любого возраста, помогает подняться на новую ступень профессионального мастерства.


Библиографический список
  1. http://www.artfuture.ru
  2. Сидоренко В.Ф., Дизайнерские методы познания. В сб.: Дизайн в общеобразовательной системе. – М., 2001.
  3. Сидоренко В.Ф., Устинов А.Г. Программа дизайнерского образования для специальных средних школ. В сб.: Дизайн в общеобразовательной системе. – М., 2001.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться:
  • Регистрация