РОЛЬ КЛУБОВ В ОРГАНИЗАЦИИ КУЛЬТУРНО-ПРОСВЕТИТЕЛЬСКОЙ РАБОТЫ В АЗЕРБАЙДЖАНЕ (1920-1940-ЫЕ ГГ.)

Гасымов Шикар Магамедали оглы
Азербайджанский Технический Университет
заведующий кафедрой истории, доктор исторических наук, профессор

Аннотация
В статье анализируется культурно-просветительская работа в Азербайджане в регионе Нахичевань после создания советского государства (1920-1940-е гг.). Автор исследования предлагает вниманию читателей архивные документы, позволяющие увидеть высокий уровень культурно-просветительной работы в данном регионе.

Ключевые слова: Азербайджан, архивные документы, культурно-просветительская работа


THE ROLE OF CLUBS IN THE ORGANIZED OF CULTURAL AND EDUCATIONAL WORK IN AZERBAIJAN (IN 1920-30TH YEARS)

Gasimov Shikar Mahammadali
Azerbaijan Technical University
сhief of the history chair, professor, doktore of history

Abstract
In Azerbaijan after the victory of Soviet empire in Nakhichivan region the level of cultural and educational work and the events which to raise the standard profession are commented in the article in 1920-1930 the activities of clubs are investigated by archive materials and rich literature and was found its commentary.

Рубрика: Пленарное заседание

Библиографическая ссылка на статью:
Гасымов Ш.М.о. Роль клубов в организации культурно-просветительской работы в Азербайджане (1920-1940-ые гг.) // Культура и образование. – Декабрь 2013. - № 4 [Электронный ресурс]. URL: /2013/12/1058 (дата обращения: 25.12.2013).

В деле развертывания культурной политико-просветительской работы воспитания трудящихся, повышения их политического и культурного уровня большое значение  приобрели клубы, библиотеки, избы-читальни и музеи.

До установления Советской власти государственные органы не занимались созданием сети библиотеки, изб-читален, музеев и клубов. До установления Советской власти на территории нынешней Нахичеванской АССР не существовало ни одного клуба. Такое мероприятие могло бы способствовать активизации рабочих и крестьян, расширило бы их политический кругозор и ускорило бы свержение власти  капиталистов и помещиков.

Наряду с другими культурно-просветительными учреждениями, клубы внесли значительный вклад в осуществление культурной революции, являющейся составной частью ленинского плана построения социализма в СССР. С первых же дней победы Советской власти в Нахичевани под руководством Коммунистической партии началась организация широкой сети культурно-просветительных учреждений. Ведущее место среди них занимал партийный клуб, который особенно интенсивно создавался в городе Нахичевани в 1920 году [1]. Большую работу проводил партийный клуб. При нем постоянно действовали краткосрочные курсы пропагандистов и агитаторов, организовались и проводились массовые доклады и лекции.

II съезд АК(б)П, состоявшийся в октябре 1920 года, отмечая исключительно большое значение культурно-просветительской работы в коммунистическом воспитании трудящихся, указывал в своем постановлении на необходимость создания в республике широкой сети клубов, библиотек, изб-читален [2, с. 28].

Руководство клубным строительством в Азербайджане и в том числе в Нахичевани было возложено на внешкольный отдел Наркомпроса, преобразованный затем в Главполитпросвет республики и систему уездных и городских политпросветов на местах [3]. Совместно с культотделами профсоюзов они и направляли всю клубную работу, обеспечивали клубы кадрами, методическими пособиями и указаниями, оборудованием и денежными средствами. Коммунистическая партия и правительство республики принимали меры в организации широкой сети и развертыванию деятельности сельских культурных очагов – избчитален, которые явились такими же центрами политико-просветительной работы в деревне, как рабочие клубы в городе. В циркулярном указании ЦК АК(б)П, направленном уездным комитетом партии и Нахичеванскому Крайкому партии 17 февраля 1923 года, подчеркивалась роль клубов в коммунистическом воспитании трудящихся: «Задача рабоче-крестьянского клуба сводится к сплочению масс на почве пробуждения и всестороннего углубления классового самосознания, перевоспитания рабочих масс в пролетарском духе путем систематической борьбы с мелкобуржуазной идеологией. Проведение целого ряда компаний по текущим заданиям Советской власти, создание нового быта и культуры пролетариата – все это достигается через клубы» [4] .

В 1923 году в Нахичеванской республике были 11 культпросветительных учреждений, из них коих большой процент падает на город Нахичевань, а затем на город Ордубад. В 1923 году в городе Нахичевани были 2 клуба [5].

Нахичеванский областной комитет крайкома АК(б)П предлагал провести во всех районах слияние партийных клубов с рабоче-крестьянскими, обязал всех членов партии вступить в члены клубов, укрепить правления последних партийными кадрами [6].

Состоявшийся в мае 1924 года VI съезд АК(б)П отмечал в своей резолюции: «Городские клубы в уездных центрах республики мало помалу развивают свою деятельность. Вокруг них сосредотачиваются все культурно-просветительные центры партийной пропаганды [7]. Решением Нахичеванского крайкома партии в 1923 году была проведена республиканская конференция девушек, на которой были заслушаны доклады о международном и внутреннем положении Советской республики в борьбе против религии и ношения чадры. Решением Совета Народных Комиссаров Нахичеванской республики в целях подготовки специалистов и обучения женщин профессиям при воспитательном доме имени Н. Нариманова в Нахичевани была открыта текстильная мастерская для девушек на 70 человек [8]. При организованных в Нахичевани, Ордубаде и Джульфе женских читальнях начали работать шести и девятимесячные курсы по подготовке специалистов швейного производства, машинисток, художников. В июне 1923 года Нахичеванская женская читальня была преобразована в краевой женский клуб имени Клары Цеткиной [9].

Учитывая особую роль женских клубов в деле просвещения женщин и вовлечения их в социалистическое строительство, Коммунистическая партия проявляла неустанную заботу в создании и развитии их широкой сети. II Азербайджанский съезд Советов подчеркивал о своем решении: «Принимая во внимание огромную культурную отсталость азербайджанской женщины, необходимо всемерно поддерживать, обеспечить и укрепить азербайджанские женские клубы, библиотеки и другие культурно-просветительные учреждения для женщин-азербайджанок» [10].

В целях улучшения руководства женскими клубами последние были переданы в ведение Женского отдела Нахичеванского областного комитета АК(б)П и женских отделов при уездных комитетах партии [11]. Огромную работу проводил женский клуб. При клубе имелись ленинский уголок деревенских женщин, школа ликвидации неграмотности и малограмотности, курсы по обучению профессиям и повышению квалификации швей, портных, машинисток, телефонисток. Большую популярность завоевали кружки при женклубе – драматический и хоровой. Любительский женский драматический кружок фактически выполнял функции театральной школы. Женклуб организовывал экскурсии в Баку, Еревань, Гянджу и другие города, способствуя тем самым расширению кругозора женщин [12, с. 75].

Секретарь ЦК АК(б)П А.Г. Караев в статье «Итоги национальной политики» писал: «Вытащить азербайджанку из дома в клуб в прошлом году представлялось делом нелегким; ныне мы наблюдаем явление противопо-ложное; азербайджанка стремится в клуб, привлекающей ее постановкой, имеющей целью удовлетворить ее насущные материальные и моральные нужды» [13]. ЦК КПСС придавал важное значение работе среди женщин вообще и раскрепощению женщин-азербайджанок в особенности. Для проверки проводимой работы и оказания непосредственной помощи местным партий-ным и советским органам в начале 1925 года в Нахичевань приехала заве-дующая женским отделом ЦК КПСС Артюхина, 25 января того же года в женклубе города Нахичевани состоялось республиканское собрание женщин, на котором она вступила с докладом о международном женском движении, роли и задачах женщин в деле восстановления народного хозяйства. Это собрание сыграло большую роль в деле усиления агитационной и организационной работы [14].

Нахичеванская партийная организация придавала большое значение организации деятельности важных политических центров воспитания молодежи. Еще в феврале 1923 года ЦК АК(б)П в циркулярном указании уездным комитетом партии, предлагал уделять особое внимание работе комсомольских клубов и организации юношеских секций молодежи при рабочих клубах, обеспечении их подготовленными кадрами и необходимыми средствами, а так же оборудованием. Состоявшийся в мае 1924 года VI съезд АК(б)П признал необходимым усилить клубную комсомольскую работу и ставил ее практической целью превращения юношеских секций рабочих клубов в комсомольские клубы [15, с. 194]. К концу 1925 года в городе Нахичевани насчитывались комсомольский клуб имени Карла Либкихинета и центральный рабоче-крестьянский клуб, в которых было объединено около тысячи человек и 15 различных кружков с 218 членами [16].

Большую работу проводил партийный клуб. При нем постоянно действовали краткосрочные курсы пропагандистов и агитаторов, организо-вывались и проводились массовые доклады и лекции. Например, в 1926 году при партклубе были организованы двухмесячные курсы для подготовки низовых работников-пропагандистов, куда было принято 30 человек – партийцев и комсомольцев [17]. Партийный, комсомольский и женский клубы оказывали огромную помощь сельским библиотекам, избам-читальням в деле организации и проведении массовой работы. Драмкружки при комсомоль-ском клубе организовали театральные представления в селах.

Важное место в деятельности Нахичеванских женских клубов занимали артели и мастерские, через которые женщины постепенно вовлекались в социалистическое производство. В 1925 году клубы открывались при парторганизации города Нахичевани, при районном отделе народного образования Норашена. Специальным решением СНК Нахичеванской АССР построены клубы в селе Аза Ордубадского района [18].

При клубах имелись библиотеки, читальни, различные кружки, выпускались стенгазеты, проводились беседы, лекции, организовывались спектакли. Работой клубов руководили комиссии, избираемые общими собраниями его членов. В 1925 году в Нахичеванской АССР имелось 6 клубов, 12 изб-читален, Дом учителя, Дом санаторной пропаганды, Дворец труда, которые проводили большую культурно-воспитательную и массово-политическую работу [19].

Благодаря повседневной заботе партийных и советских органов Нахичевани, рабоче-крестьянские клубы республики не только скрепились организационно, но и выросли количественно. Уже в 1927 году в Нахичеванской АССР насчитывалось 11 клубов  [20]. Для снабжения клубов необходимыми средствами и оборудованием, созданное при АСПС подразделения, добилось дальнейшего укрепления материально-технической базы клубов. В 1927 году при Межсоюзном клубе организованы следующие кружки: музыкальный, драматический, хоровой, игральный  и литературный, в которых было объединено 380 человек [21]. В апреле 1929 года Центральный комитет партии принял постановление «О культурно-просветительной работе профсоюзов», в котором предлагалось широко развернуть культработу в клубах, на предприятиях, в цехах, в рабочих казармах и общежитиях, в рабочих поселках, подчинив ее задачам выполнение пятилетки [22].

В 1928-1932 годах были организованы клубы в Садарак, Шахтахты, Кивраг Норашенского района; Джагр, Неграм, Тазакенд Нахичеванского района; Аза, Вананд, Даста, Чаннаб Ордубадского района; Бананийр Абракуниского (ныне Джулфа) района [23]. Рабочие, крестьяне и служащие сами отстраивали на свои средства помещения многих клубов, оборудовали сцену, создавали театральные кружки. Организованы прекрасные самостоятельные драматические кружки в ряде сельских клубов: Енгиджа, Шахбуз, Норашен и другие. Эти кружки справляются с такой постановкой как, например: «Яшар», «1905», «Лейли и Меджнун» и др.

В октябре месяце 1930 года при женском клубе были открыты курсы по ликвидации неграмотности, в которых из женщин 36 человек добились ликвидации своей неграмотности [24]. В начале второй пятилетки Нахичеванские рабоче-крестьянские и женские клубы широко развернули художественную самодеятельность. В 1933-1934 годах в них работало 14 драматических кружков, кружки обучения игры на восточных музыкальных инструментах. В 1934 году различными курсами и кружками техобучения было охвачено 1216 человек [25]. В 1936 году в Нахичеванской АССР по линии политпросвещения был всего 21 клуб. Эти клубы весеннепосевной компании хорошо организовали работу культурного обслуживания колхозников. В этих целях Ордубад-ский, Баш-Норашенский клубы беспрерывно в 7-8 колхозах организовывали работу культурного обслуживания. Для этого из колхозников и колхозниц выделили 400 человек, которые активно принимали участие в культурном их обслуживании [26].

С 15 января 1938 года в Нахичеванском женском клубе был проведен митинг, посвященный сессии Верховного Совета СССР. На этом митинге принимали участие 68 человек – женщин-азербайджанок, 30 человек – армянок, 19 человек – русских женщин. Выступавшие на этом митинге Ф. Бадалова, Диляра Курбанова, Фатьма Рагимова отметили, что женщины-азербайджанки находясь под чадрой, не знали что такое культура, культурная работа, культурное обслуживание, грамотность, абсолютно ничего не знали. «А сегодня, – замечали женщины, – мы на этом митинге в женклубе откровенно говорим и отмечаем, что мы в борьбе с неграмотностью, в изучении искусства, в культурном обслуживании женщин, которые находились под чадрой, в наших других отраслях работы, добились больших успехов» [27].

Так, если в 1938 году в Нахичеванском районе имелось 8 клубов, 8 изб-читален и 2 библиотеки, то в 1939 году эти цифры увеличились – уже имелось 8 клубов, 16 изб-читален, 6 библиотек. Эти предприятия культурных очагов были обеспечены опытными работниками, специалистами. В 1939 году при этих клубах и изб-читален были организованы различного типа 51 кружков. В этих кружках принимали участие 2358 мужчин, 485 женщин [28].


Библиографический список
  1. Нахичеванский Государственный Архив (Нах.ГА). ф. 63, оп. 1, д. 1, лл. 18-20.
  2. КП Азербайджана в резолюциях и решениях съездов, конференций и пленумов ЦК. Т. 1, Баку, 1986.
  3. Государственный Архив Политических Партии и Общественных Движений Азербайджанской  Республики (ГАППОДАР). ф. 1, оп. 74, д. 123, лл. 12-13.
  4. ГАППОДАР. ф. 1, оп. 235, д. 59, л. 53
  5. ГАППОДАР. ф. 95, оп. 1, д. 496, лл.  36-37.
  6. Нах.ГА, ф. 2, оп.1, д. 188, л. 16.
  7. КП Азербайджана в резолюциях и решениях съездов, конференций и пленумов ЦК. Баку, 1986.  С.188.
  8. Нах.ГА, ф. 1, оп. 2, д. 3, лл. 32-38.
  9. Бакинский рабочий, 5 июня 1923 г.
  10. Резолюции и постановления съездов Советов Азерб.ССР (1921-1937), Баку, 1961. С. 29.
  11. Нах.ГА, ф. 63, оп. 1, д. 1. л. 7
  12. Нифталиев М. Культурное строительство в Нах.АССР (1921-1925). Киробавад,  957. С. 75
  13. Бакинский рабочий, 28 января 1925 г.
  14. ГАППОДАР. ф. 417, оп. 16, д. 1618, л. 11.
  15. КП Азербайджана в резолюциях и решениях съездов, конференций и пленумов ЦК. Баку, 1986. С. 194.
  16. Нах.ГА, ф. 40, оп. 1, д. 2, лл. 6-7.
  17. Государственный Архив Азербайджанской Республики (ГААР), ф. 379, оп. 7, д. 549, л. 172.
  18. Нах.ГА, ф. 221, оп. 1, д. 302, лл. 27-29.
  19. Нах.ГА, ф. 221, оп. 1, д. 688, лл. 7-8.
  20. Нах.ГА, ф. 12, оп. 1, д. 79, л. 55.
  21. КПСС о культуре, просвещении и науке. Сборник материалов.  М., 1963.
  22. Нах.ГА, ф. 1, оп. 5, д. 13, л. 3.
  23. Нах.ГА, ф. 1, оп. 1, д. 101, л. 5.
  24. Нах.ГА, ф. 32, оп. 1, д. 176, лл. 5-10.
  25. Нах.ГА, ф. 1, оп. 1, д. 150, л. 23.
  26.  Шарк капысы (Ворота востока) 5 июля 1938, № 154.
  27. Шарк капысы, 21 ноября 1939 г., № 266

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться:
  • Регистрация